Сапаев Эрик Никитич (Никитьевич) (1932-1963)

 

 

Скажи мне почему

Ушел ты очень рано?

Никто кроме тебя не даст верный ответ…

И оттого с невысказанной грустью

Ты смотришь с фотографии тех лет.

Ты прожил жизнь

Короткую, как песня.

Ее на белых крыльях птицы унесли.

Но семена, что обронил ты в землю,

Весною ранней в душах проросли…

Земля марийская талантами богата,

Как полевой цветок они красивы и скромны,

Проникновенной песней ты остался

В памяти народной Эрик Сапаев – певец родимой стороны.

Л.Михайлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


История культуры любого народа всегда порождает приоритетных личностей, чья деятельность служит примером как для непосредственных продолжателей их традиций, так и для представителей более поздних поколений.

Э. Сапаев – композитор, с чьим именем связано рождение первой марийской оперы «Акпатыр». Прожив всего 31 год, Сапаев большую часть жизни посвятил творчеству, создав немалое количество произведений различных жанров. Это и симфонические произведения, и камерно-инструментальные, вокальные, музыка к драматическим спектаклям, и, конечно, опера.

Эрик Никитич (Никитьевич) родился 4 марта 1932 года в г.Йошкар-Ола, в семье служащих. Первые годы безоблачного детства прошли у него в Морках и столице республики. Отец Эрика, Никита Нижифорович Сапаев, педагог по профессии и призванию, будучи партийным работником, занимая административные должности, ярко проявил свои организаторские способности. Выходец из семьи крестьянина-середняка, рано оставшийся без отца, он, благодаря своему упорству и труду, прошел путь от учителя небольшой деревенской школы до второго секретаря Марийского обкома партии.

Но судьба его была трагичной: в ноябре 1937 года он был арестован, а его семье пришлось переживать не только материальную нужду, но, что тяжелее всего, моральное пренебрежение многих к семье «врага народа». Все это оставило глубокую, незаживающую рану в сердцах жены Н. Сапаева и его детей. Но именно в это тяжелое для семьи время большую поддержку и помощь ей оказал Василий Федорович Сапаев, племянник Никиты Никифоровича, которого Эрик будет почитать как второго отца.

После репрессии мужа, Вера Евдокимовна Сапаева вместе с детьми переехала на его родину, в деревню Чобыково Новоторъяльского района. Здесь Эрик пошел в школу, стал активно участвовать в школьной жизни: художественная самодеятельность, оформление стенгазет, написание лозунгов. Но любимым его занятием всегда было чтение.

В детстве Эрик самостоятельно научился игре на скрипке, гармони, балалайке, бойко исполняя на них марийские мелодии. А народные песни он слышал от матери, знавшей их большое множество.

С пятого класса Эрик, как и многие ребята близлежащих сел, стал учиться в Немдинской школе Новоторъяльского района. А после седьмого класса, твердо решив продолжить дело отца, поступает в Новоторъяльское педагогическое училище. Но зимой 1948 года судьба Эрика круто меняется.

В один из январских дней все сидели дома. Неярко горела лампа. На зимние каникулы Эрик из училища принес скрипку, и постоянно играл на ней.

Неожиданно открылась дверь, и вместе с морозным воздухом в дом вошли двое: пожилой мужчина и юноша.

Это мой учитель - Георгий Сергеевич Гусев, - представил мужчину друг Эрика.

-Сыграй свою любимую, - попросил гость. Эрик сыграл волыночную мелодию.

-Ещё что-нибудь, - гостю понравилась его игра. И Эрик сыграл ещё несколько марийских и русских мелодий.

-Очень хорошо! – похвалил учитель.

-У тебя очень хорошие музыкальные данные. К нам в музыкальное училище поступать не думаешь?

Эрика одолевали сомнения: он ведь уже полгода проучился в Новоторъяльском педучилище. Несмотря на колебания, на утро Эрик согласился и уже с гостями, взяв три буханки картофельного хлеба, отправился покорять музыкальные вершины.

В музыкальном училище Эрик сразу включился в учебный процесс. И вот уже первые успехи, его имя появляется и на страницах газеты «Марийская правда».

Поступивший в музыкальное училище без музыкальной подготовки и при этом ещё имеющий руки не вполне приспособленные от природы для исполнителя, Сапаев вряд ли бы смог впоследствии стать профессиональным скрипачом. Все это было очевидным для его учителя Валентина Никитича. Но главное - он увидел в Эрике большой музыкальный талант, пока еще скрытый творческий потенциал незаурядной творческой личности. Это станет определяющим в дальнейшей судьбе.

Сапаеву посоветовали обратиться за консультацией к педагогу училища, композитору Л.Н. Сахарову, который стал заниматься с Эриком композицией факультативно, параллельно с занятиями по специальности скрипка. И, как пишет в своих воспоминаниях Валентин Никитич: «... очень скоро Эрик стал сочинять песни на тексты марийских поэтов. Он всегда приносил на уроки и показывал мне свои новые сочинения. Я всегда его одобрял и радовался этому ...»

И после окончания Сапаевым в 1952 году училища по специальности скрипка, учитель и ученик сохраняют человеческие и творческие отношения. Валентин Никитич будет внимательно следить за создаваемыми Эриком в консерватории скрипичными произведениями, исполнять их на марийском радио и всегда будет гордиться творческими успехами своего бывшего воспитанника.

Основным жанром творчества Сапаева в училищные годы была песня. Именно тогда появились следующие песни: «Нежно, очень нежно», «Огонек», «Торъяльская дорога», «Колыбельная». Именно в этом жанре стала формироваться ведущая черта его композиторского почерка - лирика.

Среди инструментальных произведений - Марш для фортепиано.

Сапаев играет в симфоническом оркестре и оркестре народных инструментов. Для последнего он пишет протяжные и танцевальные мелодии Новоторъяльского района.

Еще учась на последнем курсе училища, Сапаев начал педагогическую деятельность (ведет класс скрипки в Педагогическом училище), и после окончания музыкального училища он продолжит ее, параллельно занимаясь композицией.

 марийский композитор Эрик СапаевЛетом 1953 год Союз композиторов и Министерство культуры организовали прослушивание произведений Э. Сапаева. Мнение комиссии было единодушно: направить Э.Сапаева на учебу в Казанскую Государственную консерваторию. Тогда он понял главное: композиторское творчество - это дело его жизни, но требующее постоянного кропотливого труда без ожидания сиюминутного признания или успеха.

Вокальные жанры по-прежнему занимают в его творчестве ведущее место. И вот в 1955 году Сапаев начинает готовить свой сборник к печати: он пишет клише для печатания. Сборник «Муро влак» («Песни») вышел в марийском книжном издательстве в 1956 году. Сюда вошли 20 песен, разнообразных по содержанию, характеру, настроению. Следом за этим он начал работать над песенным сборником А.И. Искандарова.

Культурная жизнь Казани - это та среда, которая духовно и эстетически обогащала консерваторских студентов. Многочисленные концерты, спектакли, творческие съезды, пленумы - все это способствовало музыкально-творческому росту Эрика Сапаева.

Все посещения запомнились надолго, но некоторые из них особенно. Так, особое впечатление на него произвело прослушивание и обсуждение 10 симфонии Д. Шостаковича. Восторженно воспринял он и выступление джаза под управлением О. Лундстрема. Вдохновлен был выступлением педагогов консерватории, исполнявших трио Моцарта, Бетховена, Чайковского. Масса впечатлений от посещения этого музыкально-художественного разнообразия г. Казани. Но, как сетует Сапаев, частому посещению концертов препятствует нехватка времени, возникающая постоянно из-за работы над созданием сочинений.

Сочинения Сапаева исполняют, записывают на радио. О произведениях его похвально отзываются такие композиторы, как Шапорин, Эшпай, Хачатурян, Кабалевский, Хренников.

В 1955 году он начинает работать над Симфониеттой.

Сапаев Эрик с женой ЛуизойНадолго запомнилась Сапаеву поездка в Москву с творческим отчетом в феврале 1956 года, на который он представил Вариации, песни, а также нотный материал. «В общем, от впечатлений, - пишет он в письме, - голова идет кругом! На отчете даже слишком меня хвалили. Даже слишком! Ничего подобного я не ожидал. И еще: меня приняли в члены Музфонда!»

Воодушевленный одобрением маститых композиторов, Сапаев, и раньше постоянно трудившийся, теперь удваивает свою творческую энергию. На одном из уроков по специальности в 1957 году Сапаева с А.С.Леманом спонтанно возник разговор об опере. Леман, как и Сапаев, уже давно вынашивал идею написания оперы своим студентом. Но поставил одно условие: работу над оперой можно начать после окончания Симфониетты.

А пока – шла подготовка к государственному экзамену, на котором Сапаев представил Симфониетту, а также арию Акпатыра из будущей оперы «О, шочмо кушмо Марий мланде» («О, родной край Марийский»).

Дипломированным специалистом в 1958 году Э.Сапаев возвращается в родное музыкальное училище. Здесь он преподает музыкально-теоретические дисциплины, а также композицию.

Через год после окончания консерватории Э.Сапаев будет принят в члены Союза композиторов СССР. Помимо педагогической деятельности, он активно сочиняет.

В апреле 1960 года в Москве состоялся I Всероссийский съезд композиторов. Среди его участников был и Э. Сапаев, общение которого с собратьями по перу дало ему наглядное представление о проблемах его коллег, их достижениях, удачах и творческих поисках. Встречаясь с композиторами, прибывшими на этот форум, Сапаев познакомился и с новыми для него национальными музыкальными культурами. А прозвучавшие произведения он воспринимал с неизменным интересом, стремясь найти в них приемлемое для своего творчества.

Из произведений композитора начала 60-х годов выделяется колоритная «Торъяльская сюита». Основанная на песенных интонациях фольклора луговых мари, она передает характерные черты, отличающие песни Торъяльского района: богатство ритмики, жанровое разнообразие, свежесть полутоновых интонаций.

Главным произведением данного периода, как и всего творчества композитора, является, конечно, опера «Акпатыр» по одноименному произведению С.Чавайна. Над ней он работает с огромным воодушевлением, поглощенный всецело осуществлением своей мечты, родившейся еще в консерваторские годы. Тогда же был найден и сюжет, делались наброски и писались фрагменты будущего произведения. Сапаев поставил перед собой сложную творческую задачу, решение которой полностью зависело от способностей и творческой самоотдачи композитора.

Серьезным экзаменом опера стала и для трех поэтов: Г. Матюковского, И.Осмина, М. Якимова, которым Министерство культуры республики, Союз композиторов и Союз писателей поручит еще в 1957 году написать либретто.

Либреттисты бережно сохранили основные черты произведения Чавайна. Однако специфика жанра повлекла за собой переосмысление ряда сюжетных линий и мотивов драмы. Это привело к усилению легендарного начала, что особенно характерно для образа Акпатыра.

Параллельно с работой либреттистов шло сочинение музыки композитором.

опера АкпатырПостановка оперы превратилась в праздник музыки не только на сцене, но и в процессе работы. Надо помнить, что первая постановка оперы 5 апреля 1963 года была подготовлена на общественных началах.

Композитор присутствовал на всех репетициях, принимал в них самое активное участие. До премьеры оставалось недолго...

Но 24 февраля 1963 года композитор внезапно скончался. И это на самом взлете его творческой жизни.

Премьера оперы стала ярким музыкальным спектаклем, выдающимся художественным явлением в республике. Эрик Сапаев - композитор, проживший немного, но успевший так много сказать своим творчеством последующим поколениям музыкантов, да и просто любителям и ценителям музыкального искусства.

Никто не решится предположить, какое произведение он бы еще создал. Но с уверенностью можно сказать, что творчество Эрика Сапаева - это не просто часть марийской музыкальной культуры, оно входит в плеяду классических ее образцов.

Спустя время после кончины композитора, он был удостоен звания Лауреата премии Марийского обкома комсомола им. О. Ипая (1968) и Лауреата Государственной премии Марийской АССР (1970).

Его имя присвоено театру оперы и балета (1994) и Детской школе искусств п.Новый Торъял (1997)

 

 

Галерея

фото

Фотоархив

Наша гордость

---------------------------------------------

 


 

Copyright © 2019 Муниципальное образование «Новоторъяльский муниципальный район» Республика Марий Эл

.