Детская депрессия лечение – Депрессия у детей и подростков | Профилактика депрессий у детей | Профилактика депрессий | Тематические страницы

Содержание

Депрессия у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Депрессия у детей

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Общие сведения

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Депрессия у детей

Депрессия у детей

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Патогенез

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста
    . Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Симптомы депрессии у детей

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

www.krasotaimedicina.ru

как бороться, причины, симптомы, способы лечения

Детская депрессия – явление, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, тревогу, нежелание что-либо делать родители часто трактуют, как капризы или лень. Если кроха или подросток жалуется на хандру, апатию, упадок сил, беспричинную печаль в течение всего дня, и заметные изменения в поведении сохраняются дольше двух недель, можно предположить о развитии аффективного расстройства. Депрессия в детском возрасте сопряжена с существенными страданиями и приводит к социальной дезориентации малыша.

К настоящему дню отсутствуют точные данные о распространенности депрессии у детей. Предположительно, симптомы, соответствующие критериям аффективного расстройства, присутствуют у 1% малышей в возрасте до 10 лет и у 5% подростков. В последние годы в странах постсоветского пространства наблюдается рост числа заболевших в детской и подростковой категории.

В дошкольном и раннем школьном возрасте соотношение мальчиков и девочек, страдающих депрессией, приблизительно одинаковое. В подростковом возрасте эмоциональным аномалиям больше подвержены девушки, чем юноши. Яркая выраженность депрессивных признаков у ребят в возрасте от 11 до 18 лет часто обусловлена гормональными перестройками организма, характерными для пубертатного периода. Однако изменения, свойственные половому созреванию, не являются ведущей причиной расстройств настроения.

Причины депрессии в детском возрасте

Аффективные расстройства – явления, которые распространяются в семьях. Большинство детей, рожденных от родителей, в анамнезе которых были случаи депрессии, с 50% вероятностью будут иметь проблемы в эмоциональной сфере. Эта тенденция вызвана мутациями в гене-переносчике серотонина (SERT-1), которые прослеживаются у представителей одной семьи. Также редкие вариации гена NKPD1, наследуемого от предков потомкам, определяются у детей с высокими показателями депрессивной симптоматики.

Депрессия у детей и иные невротические расстройства могут быть связаны с нарушениями развития в эмбриональный и фетальный периоды. Заложить фундамент может хронической гипоксии плода, внутриутробные инфекции. Неблагоприятное течение беременности матери, особенно первый триместр, приводит к возникновению дефектов в основных системах жизнедеятельности будущего человека. Фундаментом для аффективных расстройств может стать перинатальная или приобретенная энцефалопатия, приводящая к недостатку снабжения головного мозга новорожденного питательными веществами.

Ведущая причина депрессий в детском возрасте – конфликтная неблагоприятная атмосфера в семье. Частые ссоры родителей являются серьезным испытанием для неокрепшей психики юной личности. Нередко расстройства настроения связаны с отсутствием единого взгляда на стиль воспитания у мамы и папы. Противоречивость требований, бездумное использование «кнута и пряника» расшатывают нервную систему ребенка и угнетают адаптационные возможности организма.

Типичная причина детских депрессий – взросление в неполной семье. Развод родителей и последующий уход одного из предков – тяжелое испытание для малыша. Нередко в таких ситуациях дети винят себя, полагая, что их поведение или, вообще, существование спровоцировало разрыв брачного союза.

Классический «виновник» детских депрессий – отсутствие должного внимания к ребенку со стороны родителей. Многие взрослые настолько увлечены созданием собственной карьеры, что не находят времени для полноценного общения со своим отпрыском. Они не интересуются жизнью малыша, не предлагают помощь в решении проблем, не делятся личным опытом и не дают конструктивных советов. Маленькая личность очень страдает от отсутствия безусловной любви и ласки. Однако ребенок не способен объективно трактовать причины отстраненности предков, и полагает, что из-за каких-то личных особенностей он вызывает чувство неприязни. Тем самым на этом фоне у крохи зарождаются и укрепляются идеи о собственной никчемности, бесполезности, ненужности.

Причиной депрессий у подростков выступают естественные возрастные проблемы. В детских коллективах всегда присутствуют лидеры, которые устанавливают свои правила и диктуют модель поведения. Те дети, которые не соответствуют устоям и нормам данного коллектива, становятся объектами насмешек или вовсе изгоняются из компании. Дефицит нормальных контактов с ровесниками, ощущение себя изгоем формирует у незрелой личности комплекс неполноценности и наводит на меланхоличные размышления.

Пусковым механизмом нередко являются частые переезды, объясняемые особенностями работы взрослых. Постоянная смена места жительства не дает ребенку возможности «обжиться» в новой среде, проявить свои таланты, обрести приятелей и друзей. Отсутствие принадлежности к постоянной детской «группировке» лишает ребенка необходимого для нормального развития общения со сверстниками. Кроха не получает требуемого опыта социального взаимодействия и лишается внутренней гармонии.

Распространенные причины детских депрессий – действие экстремальных стрессовых факторов, которые малыш и подросток трактует, как опасные и непреодолимые. Дать старт аффективным расстройствам могут:

  • тяжелая болезнь, инвалидность, смерть близких родственников;
  • несчастный случай, в результате которого пострадал близкий человек;
  • вынужденное ограничение деятельности из-за опасных заболеваний, травм или проведенных операций;
  • разлука с близкими людьми;
  • физическое насилие со стороны сверстников или родителей;
  • пережитые сексуальные домогательства или надругательства;
  • моральный прессинг, исходящий от взрослых членов семьи, преподавателей, членов коллектива;
  • пережитая автомобильная авария;
  • насильственное ограничение свободы;
  • предвзятое отношение учителей, завышенные требования, несправедливая критика.

В подростковом возрасте на первый план выступают вопросы, связанные с внешностью. Юноши и девушки болезненно переживают наличие у них реальных и мнимых дефектов. Для тинэйджеров неприемлема мысль, что они не соответствуют вымышленным стандартам красоты. Они страдают из-за отсутствия модной одежды и крутых гаджетов.

Teenage girl looking thoughtful about troubles in her life.

Нередко манифестация депрессии в подростковом возрасте связана с переживаниями из-за несчастной первой любви. Отсутствие внимания со стороны понравившегося ровесника подталкивает к раздумьям об ущербности. Подросток записывает себя в ряды непривлекательных и неинтересных особ, существенно раздувая размер имеющихся или придуманных недостатков. Однако у тинэйджера отсутствуют внутренние ресурсы для верной трактовки ситуации, нет полезных навыков по коррекции характера и развития личности. Подросток не видит вариантов по изменению положения и фиксирует внимание лишь на негативных аспектах бытия.

Симптомы депрессии в детском возрасте

Депрессия в детском возрасте проявляется многочисленными и разнообразными симптомами. Признаки меланхолии могут присутствовать постоянно или возникать периодически, например: при смене времени года. Интенсивность депрессивных проявлений вариабельная и зависит от темперамента ребенка, возраста, социального окружения, условий жизни.

Первичные симптомы детской депрессии – лабильность эмоционального фона. Родители замечают, что у их отпрыска часто и беспричинно меняется настроение. В один миг малыш веселится и смеется, в последующее мгновение грустит и плачет. По мере усугубления расстройства становится отчетливым подавленное мрачное настроение. Юная личность перестает радоваться жизни и воспринимает явления в черных тонах. Его одолевает скука и апатия. Ребенок не интересуется происходящими событиями, не хочет общаться с приятелями, не играет в обычные для его возраста игры, не радуется подаркам.

Симптомы депрессии у детей – нервозность и раздражительность. Малыш или подросток очень бурно реагирует на сообщения в его адрес. Все слова других людей он воспринимает, как обидные, оскорбительные несправедливые фразы. Дошкольники и младшие школьники становятся капризными и устраивают истерики, сопровождаемые потоком слез. Депрессивный подросток ведет себя враждебно и агрессивно, особенно по отношению к членам семьи. Он недоволен тем, как к нему относятся окружающие, сомневается в любви родителей.

При депрессии маленький человек воспринимает себя никчемным и неспособным существом. Его одолевает чувство безнадежности. Он уверен, что в будущем ему не удастся добиться каких-то значимых результатов. Ребенок перестает прикладывать усилия, необходимые для освоения учебного материала. Отсутствие мотивации к учебе дополняет ухудшение когнитивных способностей – явление, характерное для аффективных расстройств. При депрессии ученик не способен сконцентрировать внимание на одном задании, он становится невнимательным и неусидчивым, что отражается на качестве его знаний.

Депрессивный больной выглядит заторможенным и вялым. Ребенок, охваченный депрессией, жалуется на разбитость и слабость. Он указывает, что быстро устает от типичных нагрузок. Ученик, страдающий депрессией, может отказываться ходить в школу, говоря, что он не понимает информацию, подаваемую преподавателями. Он считает себя глупым, неспособным, плохим. При выраженных аффективных расстройствах появляются идеи самообвинения. Школьник упрекает себя в том, что он не может овладеть учебной программой.

Часто малыш пребывает в состоянии заторможенности. Ребенок может часами сидеть на одном месте с печальным выражением лица. На смену моторной и умственной заторможенности приходят периоды ажитации. Ребенок становится суетливым и непоследовательным в действиях. Он долго безутешно плачет, причитает, стонет, требует помощи от окружающих.

В сравнении с взрослыми у детей реже встречаются нарушения аппетита и проблемы со сном. Однако в подростковом возрасте на фоне депрессии юноша или девушка может отказываться от еды или, наоборот, испытывать возросшую потребность в пище. Маленькие дети жалуются на появление у них пугающих сновидений.

Типичные признаки детской депрессии – симптомы вегетативной дисфункции:

  • головная боль;
  • головокружение;
  • дискомфорт и болезненные ощущения в области живота;
  • усиление выделения пота;
  • чувство зябкости;
  • изменение сердечного ритма;
  • частые позывы к мочеиспусканию.

Неприятные телесные ощущения при проведенном врачебном осмотре не соответствуют критериям известных соматических и неврологических болезней.

Для депрессий в младшем детском возрасте характерна низкая частота попыток самоубийств. Однако у подростков риск свершения суицида значительно возрастает. Решение о самоубийстве тинэйджер, как правило, принимает при существовании острых психотравмирующих факторов: сильной ссоры, избиения, изнасилования.

Лечение депрессии у детей

Роль медикаментозного лечения детских депрессий невысокая, поскольку большинство психотропных препаратов запрещено применять лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Ребенку могут быть назначены антидепрессанты растительного происхождения. Детям старше 6 лет рекомендован прием медикаментов на основе экстракта зверобоя. Содержащиеся в растении гиперфорин, псевдогиперицин и гиперицин способствуют улучшению работы центральной нервной системы и вегетативных отделов. Эти элементы помогают устранить подавленность, эмоциональное истощение, общую слабость.

Поскольку ведущей причиной детских депрессий выступают психогенные факторы, вызывающие интенсивный стресс, основной акцент в лечении сделан на психотерапевтической работе и психологической коррекции. Задача психотерапевта – выявить негативные компоненты в мышлении ребенка, установить нефункциональные установки и деструктивные идеи. После выявления разрушающих звеньев в сознании врач помогает маленькому пациенту провести их преобразование.

Работа специалиста также ориентирована на улучшение самооценки ребенка. Врач мотивирует малыша на принятие своей индивидуальности и рассказывает, каким образом он может раскрыть таланты и добиться авторитета среди ровесников. Психотерапевт обучает депрессивного больного навыкам контроля над своими эмоциями и поведением. Ребенок узнает, каким образом можно снять нервное напряжение и обрести внутреннее спокойствие.

Основное условие для устранения депрессивного статуса у ребенка – устранение психотравмирующих факторов. Родителям следует пересмотреть свое отношение к ребенку, приложить усилия для создания доверительных отношений между поколениями. Необходимо, чтобы в доме была благоприятная неконфликтная обстановка. Взрослым следует избавиться от привычки критиковать своего отпрыска и не выдвигать ему невыполнимых требований.

Соблюдение режима дня – основное условие для преодоления детской депрессии. Для хорошего самочувствия ребенку требуется полноценный ночной сон. Родителям необходимо строго лимитировать время компьютерных игр и общения в виртуальном мире. Обязательно нужно снизить нагрузку на психику, позволяя ребенку отдыхать и заниматься интересными для его возраста делами.

Прекрасный способ справиться с депрессией – содействовать малышу или подростку в занятиях спортом. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы их чадо регулярно пребывало на свежем воздухе. Приобщение к здоровому образу жизни в настоящем – залог отсутствие проблем с психикой в будущем.

 

depressia.info

Депрессия у ребенка : причины, симптомы, диагностика, лечение

Психотические формы депрессий практически не встречают у детей до 10 лет. Депрессивные расстройства наблюдают в виде эпизодов рекуррентного или биполярного аффективного расстройства в виде фаз, разделённых светлыми промежутками.

Больные вялы, жалуются на физическую слабость, говорят, что им хочется полежать, что они устали, всё надоело, ничего не радует, ничего не хочется делать и вообще «глаза не смотрели бы на белый свет». У них нарушен сон (трудности засыпания, неспокойный сон со сновидениями и пробуждением), снижен аппетит. Падает когнитивная продуктивность за счёт замедления ассоциативных процессов. Дети перестают справляться со школьной нагрузкой, отказываются посещать школу. Себя считают глупыми, никчёмными, плохими. При выраженных депрессиях появляются рудименты идей самообвинения и виновности. Например, 5-летний П. мотивировал свой отказ от еды тем, что «он самый плохой мальчик в мире и его не надо кормить».

Периоды утяжеления депрессии проявляются в характерных состояниях ажитации или заторможенности. Состояния ажитации в виде двигательного беспокойства и суетливости сопровождаются внешне немотивированным долгим неутешным плачем, причитанием типа «ой, плохо, плохо мне», истерическими реакциями или агрессией на настойчивые попытки родственников их успокоить.

Следует отметить, что родители часто не понимают состояния своего ребёнка, принимают его поведение за каприз, распущенность, в связи с чем используют неадекватные меры воздействия, что приводит к усилению ажитации ребёнка и даже суицидальным попыткам. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто не могут объяснить своего состояния во время плача, говорят: «не помню, не знаю». Периоды ажитации могут сменяться состоянием заторможенности, когда они часами сидят на одном месте со скорбным выражением глаз.

В детском возрасте при депрессии в рамках рекуррентного расстройства можно отметить особый суточный ритм депрессии с ухудшением состояния в вечернее время, в отличие от типичных для подросткового и зрелого возраста суточных колебаний с наибольшей выраженностью депрессии в первую половину дня.

Следует отметить, что нет прямой зависимости суицидального риска от тяжести депрессии. Наиболее суицидоопасными считают бредовые депрессии, которые редко наблюдают в детском возрасте. Возможно, с этим связана относительная редкость попыток самоубийств в детском возрасте, особенно младшем. Однако это не исключает возможной суицидальной попытки при относительно лёгкой депрессии. Решению о суициде способствуют дополнительные условия в виде ссор, обид, незаслуженных обвинений и др. У подростков риск суицида многократно возрастает, что связано с преобладающей структурой депрессии в этом возрасте (резонёрствующая депрессия) и стой сенситивностью, чувствительностью к внешним воздействиям, которая свойственна больным этого возраста.

Депрессии могут протекать атипично, маскируясь другими психопатологическими и соматопсихическими расстройствами. Особый тип маскированных депрессий-соматизированные формы. У детей на фоне умеренного изменения аффекта развиваются разнообразные соматовегетативные расстройства, имитирующие различные соматические заболевания. Внешние проявления снижения настроения — падение энергетического потенциала и соматического тонуса. Дети жалуются на вялость, слабость, скучное настроение. Окружающие отмечают, что ребёнок капризен, плаксив, не интересуется игрушками, не реагирует на подарки. Эти особенности поведения и аффективного реагирования ребёнка врачи и родители связывают с мнимым соматическим неблагополучием ребёнка. Как правило, детей в этих случаях помещают в соматический стационар, где результаты обследования не могут объяснить стойкий характер соматических жалоб больного. В течение длительного периода, в отдельных случаях до нескольких лет, больных продолжают обследовать в педиатрических и неврологических клиниках и направляют к психиатру нередко спустя годы после начала заболевания.

Основные типологические варианты соматизированных депрессий в первую очередь связаны с нозологической принадлежностью депрессии. Депрессивные синдромы можно наблюдать в рамках различных форм шизофрении, аффективных расстройств настроения, невротических и связанных со стрессом расстройств.

При рекуррентных депрессиях и депрессивных синдромах в рамках периодически протекающей шизофрении достаточно часто наблюдают вариант с гипертермией и скрытой депрессией. Особенность нарушений терморегуляции у больных — значительные колебания температуры от субфебрильных до высоких с падением до гипотермических показателей, специфических суточных колебаний (утренним пиком с последующим снижением в течение дня или вечерним пиком и падением ночью), сезонный периодический характер. Наряду с гипертермией больные жалуются на головные боли, головокружение, тошноту и рвоту, что требует исключения не только соматического, но и неврологического заболевания.

Наиболее частые проявления соматизации при эндогенных депрессиях — появление болевых симптомов, которые могут локализоваться в любых частях тела, носить приступообразный или постоянный характер. Как правило, неприятные телесные ощущения и боли не соответствуют проявлениям известных соматических заболеваний и не поддаются лечению симптоматическими средствами.

В одних случаях преобладают симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, в других — сердечно-сосудистой системы, в третьих — органов дыхания и т.п.

Для детей раннего возраста при эндогенных депрессиях наиболее характерны изменения ритма и качества сна, снижение аппетита, временная приостановка в развитии и псевдорегрессивные вегетативные расстройства. Последние характеризуются частичной утратой речевых и моторных навыков, появлением энуреза и энкопреза.

В.Н. Мамцевой (1987) даны развернутые описания псевдоневрологических симптомов при скрытой эндогенной депрессии у детей, так называемые неврологические маски. Основное место в клинической картине занимают жалобы на головные боли, которые в начале заболевания носят приступообразный характер, но затем становятся почти постоянными. Часто жалобы носят вычурный, необычный характер — «жжёт», «пузырьки больно лопаются», «кажется, что в сосудах вода вместо крови» и др. Нередко жалобы несут в себе оттенок бредовых или галлюцинаторных переживаний больного. Больной С. охарактеризовал свои жалобы на головную боль как «кусают». На вопрос, кто кусает, ответил: «не знаю». Наряду с головными болями у больных отмечают головокружения, которые не носят обычного вращательного характера. Больные жалуются, что кружится внутри головы, при этом может иметь место ощущение полёта, сопровождающееся деперсонализацией и дереализацией.

В.Н. Мамцевой в рамках неврологических масок описаны также приступы, напоминающие атипичные эпилептиформные, протекающие с ощущением резкой слабости, нарушением походки, иногда сопровождающиеся падением, но без потери сознания.

Для подростковых депрессий характерно значительное число атипичных фаз, затрудняющих диагноз. Для соматизированных депрессий характерно наличие массивных вегетативных дисфункций (потливость, зябкость, тахикардия, запоры, сосудистые дистонии и др.).

Достаточно часто в подростковом возрасте отмечают относительно неглубокие депрессии, которые маскируются нарушениями поведения, что затрудняет их диагностику. В МКБ-10 данный вариант депрессии выделен в отдельную рубрику — смешанные расстройства поведения и эмоций.

Депрессия у детей может проявляться по-разному – здесь всё зависит от условий жизни ребёнка, его возраста и прочих факторов. Первичными признаками начала депрессии являются – перепады в настроении, непонятная, ничем не объяснимая грусть, чувство безнадёжности. Прочие симптомы депрессии у ребёнка:

  • Нарушения аппетита – повышение или наоборот его пропажа;
  • Сонливость или бессонница;
  • Раздражительность;
  • Регулярные перепады в настроении;
  • Ребёнок чувствует себя никчемным, появляется чувство безнадежности;
  • Суицидальные мысли;
  • Скука и незаинтересованность;
  • Истеричность, капризность, слёзы;
  • Постоянная усталость;
  • Нарушения памяти;
  • Потеря концентрации;
  • Заторможенность и неловкость;
  • Проблемы в учёбе;
  • Слабость, появление беспричинных болей, тошнота и головокружение;
  • У подростков проявляются проблемы с различными сильнодействующими лекарствами или алкоголем.

Также при депрессии у ребёнка может наблюдаться высокая чувствительность и жалостливость, недовольство тем, как к нему относятся окружающие, сомнения в родительской любви.

Школьники младшего возраста, находясь в состоянии депрессии, боятся ответов у доски, не желают ходить в школу, забывают выученное, когда их об этом спрашивает учитель.

trusted-source[21], [22], [23]

Первые признаки

Возникновение депрессии у ребёнка может произойти постепенно, но она также может появиться и внезапно. Он становится чересчур раздражительным, у него появляется постоянное ощущение скуки и беспомощности. Окружающие отмечают, что ребёнок стал либо перевозбуждённым, либо наоборот слишком медлительным. У больных детей также появляется чрезмерная самокритичность или же они начинают думать, что окружающие поддают их несправедливой критике.

Первые признаки депрессии обычно малозаметны окружающим, им не придают особого значения. Именно из-за этого бывает сложно найти связь между возникшими симптомами и понять, что их причиной является именно депрессия.

Важным моментом является своевременное обнаружение у ребёнка симптомов суицидального поведения – они обычно разнятся в зависимости от того, в каком возрасте находится больной. Депрессия у детей, а также подростков в этом случае выражается в виде прекращения общения с друзьями и одержимостью идеей смерти.

Многие дети, страдающие от депрессии, проявляют признаки чрезмерной тревожности – слишком переживают по любому поводу или боятся расставаться с родителями. Такие симптомы в некоторых случаях проявляются ещё до того, как сама депрессия была у них диагностирована.

trusted-source[24], [25]

Осенняя депрессия у детей

Многие думают, что от осенней депрессии в основном страдают взрослые, но и детей это заболевание тоже не обошло стороной. У каждого возраста такая депрессия проявляется по-своему, так что следует прояснить для себя, какие симптомы характерны каждой группе детей:

  • Малыши капризничают во время приёма пищи, от большинства продуктов вообще отказываются, отличаются заторможенностью в реакциях, набор веса у них идёт очень медленно;
  • Депрессия у детей дошкольного возраста проявляется в слабом проявлении мимики, «старческой» походке. Также они становятся слишком тихими и грустными;
  • Симптомами осенней депрессии у детей младшеклассников являются замкнутость, беспричинная тоска, нежелание общаться с друзьями, безразличие к учёбе и играм;
  • Старшеклассники в состоянии депрессии становятся чрезмерно плаксивыми или даже агрессивными. У них пропадает интерес к окружающей жизни, ухудшается память, пропадает желание активной деятельности, они медленно реагируют на новую информацию.

Сезонную депрессию нужно своевременно распознать. В противном случае она перерастёт в хроническую, а при таком раскладе у ребёнка могут появиться даже суицидальные мысли. Это, конечно же, наихудший расклад, но лучше перестраховаться и выявить заболевание заранее.

trusted-source[26], [27], [28], [29], [30]

Депрессия у детей до года

Депрессией называют психическое расстройство, выражающееся в самых разнообразных формах и симптомах. Среди них пропажа интереса к активной деятельности, постоянная подавленность, медлительность мышления, физиологические симптомы, такие, как пропажа аппетита или бессонница, появление множества необоснованных страхов.

Депрессия у детей и взрослых очень отличается по выраженности симптомов. К примеру, в отличие от взрослых, которые при депрессии входят в так называемую стадию «социального отступления», ребёнок может становиться чересчур грубым и агрессивным.

Также следует понимать, что такие симптомы, как проблемы с обучением и вообще отказ от него, рассеянность и отсутствие концентрации могут свидетельствовать не только о депрессии – причиной такого поведения может быть ещё и так называемый синдром дефицита внимания. Учитывайте также и то, что для каждого возраста существуют свои признаки депрессии, хотя некоторые общие проявления тоже имеются.

Депрессия у детей до года или двух мало изучена, о ней совсем немного информации. Маленькие дети, если не имеют возможности сформировать свою привязанность, так как материнская ласка и забота отсутствуют, проявляют признаки, которые схожи с появлением депрессивного расстройства: это отчуждение, апатичность, снижение веса, проблемы со сном.

trusted-source[31], [32], [33], [34]

Депрессия у детей дошкольного возраста

Большинство родителей тяжело справляются с депрессией у детей дошкольного возраста. Многие дети имеют уязвимость к развитию психических расстройств, но при этом, если депрессию им ещё не диагностировали, к ним могут относиться как к излишне непослушным, ленивым, отрешённым, излишне застенчивым, что в корне неверно, а только усугубляет ситуацию.

Сейчас депрессия у детей нередко объясняется такими причинами, как синдром дефицита внимания, временная реакция на стрессовую ситуацию, нарушение оппозиционно-вызывающего типа. Когда у детей наблюдаются подобные заболевания, нужно понимать, что они могут идти вместе с депрессией либо неправильно диагностироваться вместо неё.

Возраст с рождения до 3х лет: в этот период признаком расстройства может быть задержка в развитии, у которой нет никакой видимой физической причины, трудности с кормлением, частые истерики и капризы.

3-5 лет: у ребёнка появляются гиперболизированные страхи и фобии, может проявляться заторможенность или регресс в развитии (на важнейших этапах – например, когда его приучают к туалету). Дети могут постоянно и преувеличенно извиняться за мелкие погрешности, вроде неубранных игрушек или рассыпанной еды.

6-8 лет: в расплывчатых формулировках жалуется на проблемы с физическим состоянием, временами ведёт себя агрессивно. Также очень цепляется за своих родителей и не желает воспринимать чужих людей.

trusted-source[35], [36], [37]

Депрессия у детей школьного возраста

Депрессия у детей школьного возраста имеет форму ступидной – при ней наиболее явным симптомом выступает умственная заторможенность. Проявляется она в виде резкого падения учебной успеваемости, так как ребёнок теряет способность воспринимать новую информацию, у него возникают проблемы с памятью, ему трудно сосредоточиться и воспроизводить новый, недавно освоенный материал.

Если ступидная депрессия у детей становится затяжной, на её фоне развивается депрессивная псевдодебильность, которая создаёт в подростках самоуничижительные идеи о собственной несостоятельности во всех сферах, как в школе, так и в отношениях со сверстниками. Помимо этого у детей могут возникать агрессивные или истерические реакции на окружающих. Если у ребёнка наблюдается такая депрессия, нужно обратиться к психиатру, чтобы установить показатель его интеллекта – это позволит исключить возможность умственной отсталости.

Депрессия в любой форме является серьёзной проблемой и её обязательно нужно лечить. При этом следует воспользоваться помощью квалифицированного врача – психиатра или психотерапевта. Лишь профессионал сможет за множеством различных поведенческих нарушений отыскать симптомы депрессии и подобрать оптимальное лечение, которое поможет больному.

trusted-source[38], [39], [40], [41], [42]

ilive.com.ua

Симптомы и лечение депрессии у детей

Закрыть
  • Болезни
    • Инфекционные и паразитарные болезни
    • Новообразования
    • Болезни крови и кроветворных органов
    • Болезни эндокринной системы
    • Психические расстройства
    • Болезни нервной системы
    • Болезни глаза
    • Болезни уха
    • Болезни системы кровообращения
    • Болезни органов дыхания
    • Болезни органов пищеварения
    • Болезни кожи
    • Болезни костно-мышечной системы
    • Болезни мочеполовой системы
    • Беременность и роды
    • Болезни плода и новорожденного
    • Врожденные аномалии (пороки развития)
    • Травмы и отравления
  • Симптомы
    • Системы кровообращения и дыхания
    • Система пищеварения и брюшная полость
    • Кожа и подкожная клетчатка
    • Нервная и костно-мышечная системы
    • Мочевая система
    • Восприятие и поведение
    • Речь и голос
    • Общие симптомы и признаки
    • Отклонения от нормы
  • Диеты
    • Снижение веса
    • Лечебные
    • Быстрые
    • Для красоты и здоровья
    • Разгрузочные дни
    • От профессионалов
    • Монодиеты
    • Звездные
    • На кашах
    • Овощные
    • Детокс-диеты
    • Фруктовые
    • Модные
    • Для мужчин
    • Набор веса
    • Вегетарианство
    • Национальные
  • Лекарства
    • Антибиотики
    • Антисептики
    • Биологически активные добавки
    • Витамины
    • Гинекологические
    • Гормональные
    • Дерматологические
    • Диабетические
    • Для глаз
    • Для крови
    • Для нервной системы
    • Для печени
    • Для повышения потенции
    • Для полости рта
    • Для похудения
    • Для суставов
    • Для ушей
    • Желудочно-кишечные
    • Кардиологические
    • Контрацептивы
    • Мочегонные
    • Обезболивающие
    • От аллергии
    • От кашля
    • От насморка
    • Повышение иммунитета
    • Противовирусные
    • Противогрибковые
    • Противомикробные
    • Противоопухолевые
    • Противопаразитарные
    • Противопростудные
    • Сердечно-сосудистые
    • Урологические
    • Другие лекарства
    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Врачи
  • Клиники
  • Справочник
    • Аллергология
    • Анализы и диагностика
    • Беременность
    • Витамины
    • Вредные привычки
    • Геронтология (Старение)
    • Дерматология
    • Дети
    • Женское здоровье
    • Инфекция
    • Контрацепция
    • Косметология
    • Народная медицина
    • Обзоры заболеваний
    • Обзоры лекарств
    • Ортопедия и травматология
    • Питание
    • Пластическая хирургия
    • Процедуры и операции
    • Психология
    • Роды и послеродовый период
    • Сексология
    • Стоматология
    • Травы и продукты
    • Трихология
    • Другие статьи
  • Словарь терминов
    • [А] Абазия .. Ацидоз
    • [Б] Базофилы .. Булимия
    • [В] Вазектомия .. Выкидыш
    • [Г] Галлюциногены .. Грязи лечебные
    • [Д] Дарсонвализация .. Дофамин
    • [Е] Еюноскопия
    • [Ж] Железы .. Жиры
    • [З] Заместительная гормональная терапия
    • [И] Игольный тест .. Искусственная кома
    • [К] Каверна .. Кумарин
    • [Л] Лапароскоп .. Люмбальная пункция
    • [М] Магнитотерапия .. Мутация
    • [Н] Наркоз .. Нистагм
    • [О] Общий анализ крови .. Отек
    • [П] Паллиативная помощь .. Пульс
    • [Р] Реабилитация .. Родинка (невус)
    • [С] Секретин .. Сыворотка крови
    • [Т] Таламус .. Тучные клетки
    • [У] Урсоловая кислота
    • [Ф] Фагоциты .. Фолиевая кислота
    • [Х] Химиотерапия .. Хоспис
    • [Ц] Цв

medside.ru

Признаки детской депрессии

Депрессия – это не просто грусть ли плохое настроение. Особенно опасна детская депрессия. Об основных признаках депрессии и о том, что необходимо предпринимать родителям, вы узнаете из этой статьи.

Когда у нас неприятности мы грустим. Иногда нам нужно испытывать это чувство, поскольку только так удается ценить лучшие моменты в жизни. Но депрессия – это не просто грусть и причиной ее появления служат не сложные жизненные обстоятельства, а ряд биологических и психологических факторов. Депрессия может возникнуть не только у взрослых, но и у детей, начиная с трехлетнего возраста.

Причины депрессии

Есть ряд биологических факторов, провоцирующих развитие депрессии у ребенка. Прежде чем говорить о них, нужно понять следующее: мозговую деятельность стимулируют гормон серотонин и газ дофамин. Первый позволяет почувствовать удовлетворение, второй необходим для ускорения реакции. Но также для запуска всего процесса требуется топливо. Только при наличии баланса всех составляющих удается добиться результата. Нарушение баланса приводит к ряду проблем.

Например, при нехватке серотонина у человека пропадает желание что-либо делать, при дефиците дофамина у человека нет сил что-то делать. Еще один весомый биологический фактор – дефицит внимания, при котором нервная система истощается и формируется ситуация неуспеха. Биологический фактор может превратиться в социально-контекстуальный, когда ребенка все критикуют, а это уже служит толчком к развитию депрессии.

Также развитию депрессии способствуют психологические факторы или иными словами мысленные привычки. Одним из таких факторов является перфекционизм, то есть стремление к идеалу и отсутствие наслаждение конечным результатом. Разумеется, человек должен стремиться к лучшему, но если он не восстанавливает затраченные ресурсы, начинаются проблемы. Нервная система может быть предрасположена к перфекционизму, но развитие тенденции к нему не произойдет при условии отсутствия подтверждающих факторов внешней среды, к которым относятся, прежде всего, неправильное питание и недосыпание. Родителям необходимо знать, что если ребенок не чувствует усталость – это тревожный сигнал. Каждому человеку необходим отдых, нельзя изматывать нервную систему. Особенно губительно для ребенка психологическое насилие, которое порождает:

  • страх боли и торможение из-за отсутствия возможности контролировать ситуацию;
  • уверенность в том, что защиты не существует;
  • ощущение безысходности и невозможности препятствовать повторному случаю насилия.

Не забывайте, что дети смотрят на родителей и повторяют их действия. Поэтому родителям нужно следить за тем, какие привычки они демонстрируют: как справляются с проблемами, как реагируют на неудачи, каким способом успокаиваются.

Но некоторые родители настолько волнуются за своих детей, что любые неприятные эмоции пытаются контролировать, взяв под контроль ребенка. Например, рассмотрим ситуацию, когда ребенок получил тройку в начале учебного года, а родитель этим недоволен. Есть несколько вариантов развития событий. Ребенка заставляют сидеть за учебниками и учить все назубок, тем самым отбивая любую мотивацию, то есть учеба станет восприниматься ребенком как наказание. Или же постараться понять, почему ребенок получил тройку, может он старался, но у него не вышло и нужно помочь ему выучить правило, чтобы сохранить у него желание заниматься.

Признаки депрессивного состояния

1. Повышенная чувствительность и раздражительность. Переутомление нервной системы мешает человеку решить проблему. К примеру, если ребенок получает четверку по контрольной работе и вместо того, чтобы выяснить, почему оценка снижена, рвет тетрадь и начинает рыдать – это повышенная раздражительность.

2. Невнимательность. В начале учебного года дети тратят много сил, поэтому активность и мотивация могут быть снижены. Например, ребенок раньше всегда отлично учился, но в последнее время забывает принести доклад учителю, который в свою очередь думает, что для ребенка это не важно, хотя на самом деле у него трудности с концентрацией внимания.

3. Постоянная усталость и апатия. В состоянии депрессии человеку не хочется испытывать никаких эмоций, поскольку они требуют сил. Например, если раньше ребенок обожал заниматься пением, а сейчас предпочитает тишину – это тревожный звонок.

Эти признаки являются наиболее распространенными, и у каждого человека депрессия может развиваться по-разному. Например, депрессия детская отличается от подростковой, в последнем случае подключаются еще когнитивный компонент, то есть представление подростка о мире в целом и о самом себе как личности.

Что делать, если у ребенка признаки депрессии

В первую очередь нужно проконсультироваться со специалистом. Родителям нужно наблюдать за средой, в которой находится ребенок, за его ощущениями, за взаимоотношениями с другими детьми. Если, например, ребенок говорит вам, что сильно устал и не хочет идти на занятия в музыкальную школу – дайте ему возможность отдохнуть, показав тем самым, что вы готовы пойти на уступки и быть менее требовательными.

Родителям не стоит забывать о риске суицида, особенно если дело касается подростковой депрессии. Чтобы избежать этого, необходима надежная привязанность к родителям, чтобы ребенок чувствовал, что всегда может поговорить с вами, а вы его поймете. Если у ребенка диагностирована депрессия тяжелой степени, тогда не обойтись без медикаментов. Даже восьмилетнему ребенку при необходимости назначают антидепрессанты.

Если ребенок знает, что у него депрессия, важно объяснить ему, что такое состояние нормальное и часто встречается у людей. Он должен понимать, что ему в любой ситуации готовы помочь и поддержать. Не бойтесь разговаривать с детьми особенно на такие важные темы.опубликовано econet.ru

Фото © Ewa Cwikla

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Депрессия у детей. Как выйти из депрессии ребенку? • +МАМА

Уже сегодня специалисты ВОЗ сообщают о том, что примерно через пять-десять лет депрессия статистически «догонет» сердечно-сосудистые заболевания и «перегонет» онкологию. Ведь в наше время с депрессивными симптомами к психологам и психиатрам обращается около пятой части жителей развитых стран. Да, именно там, где людям живется комфортнее и безопаснее, симптомы депрессии прогрессируют и приводят к суицидам в 45-60% случаев.

По этой причине психиатры и психотерапевты уже не первое десятилетие называют депрессию «киллером № 1». И, кроме того, обращают внимание на то, что депрессия с каждым годом становится все «моложе»: если 10-20 лет назад основным контингентом на приеме у специалистов были 35-40-летние пациенты с «кризисом среднего возраста», то сегодня на фрейдовские кушетки все чаще ложатся 16-18-летние выпускники школ и студенты. Однако настоящую тревогу у современных специалистов вызывает растущая подростковая суицидальная «эпидемия»: по статистике каждый двенадцатый российский подросток в возрасте 13-17 лет предпринимает попытку самоубийства. При этом число законченных суицидов среди юношей в 3 раза больше, чем среди девушек, хотя девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши. Самыми распространенными причинами самоубийств среди подростков называют проблемы в личной жизни (24,32%) и проблемы в семье с родителями (17,57%), а также проблемы со сверстниками и учебой в школе (14,86%). Это — данные исследования за 2018 год, проведенного Центром по контролю заболеваний (CDC), где говорится о том, что самоубийство является второй по значимости причиной смерти людей в возрасте от 15 до 34 лет. По данным этих же исследований Россия занимает третье место в мире по числу подростковых самоубийств.

Депрессия у детей: причины

Каждому из нас периодически бывает свойственна грусть и состояние беспомощности. Однако переход такого состояния в затяжное имеет особые клинические симптомы — подавленное настроение, в котором пациент пребывает практически всегда, потеря интереса к тому, что его окружает, а также мысли о смерти и суициде. В таком случае психиатры и психотерапевты используют термин «клиническая депрессия».

Депрессия может возникать не просто по причине «затянувшегося плохого настроения». Здесь все гораздо серьезнее, ведь заболевание может быть связано и с наследственными факторами, и с социальными, и даже с физиологическими. К примеру, депрессию в детском возрасте способно спровоцировать не только отвращение к воспитателю в детском саду или развод родителей, ее причиной могут стать особенности биохимических изменений в организме, которые будут вызывать у малыша подавленное состояние и беспричинную грусть. Обычно родители не обращаются за помощью к специалисту, если ребенок постоянно грустит и часто выражает недовольство: они полагают, что у него «просто скверный характер» или «он капризный и избалованный». Конечно, при физиологических проблемах такого ребенка отведут к педиатру. Однако статистика показывает, что всего 5% педиатров могут распознать «замаскировавшуюся» депрессию у детей. Какие же «маски» она может надевать? Самые распространенные — начиная от банальной лени и нежелания слушаться родителей до дерматитов, кишечных колик, головных болей, проявлений анорексии и т.д..

И уж тем более мало кто из родителей знает о возможном развитии анаклитической депрессии у детей, которая возникает у младенцев 4-6 месяцев жизни, оставленных матерью. Даже новорожденный малыш может впасть в депрессивное состояние, отказываясь от еды и мучаясь бессонницей. Специалисты-неонатологи утверждают, что в определенных случаях такой недостаток эмоциональных контактов даже способен привести к смерти малыша.

В отличие от детской депрессии, подростковая «выглядит» несколько иначе. Поэтому и проявления депрессии у детей и подростков разные. Подростковые особенности — чувство тоски и недовольства. Подросток мало общается, хотя внешне он подвижен. Его типичное поведение — бегство из среды, где еще вчера он привык быть веселым и жизнерадостным, но сегодня это стало для него невыносимым. Поэтому утром он делает вид, что собирается в школу, но плохое настроение заставляет его не идти в класс, а бесцельно бродить по коридорам, прятаться в кино или на улице. Депрессия у детей школьного возраста не проявляется в каких-то «философских рассуждениях». У молодых людей все проще, а их переживания, как правило, направлены на самих себя: «У меня волосы просто ужасные, я некрасивая и толстая», «У меня невыносимый характер, поэтому моя мама страдает», «Я слабый, так что вряд ли могу кого-то защитить». Однако вызвать подростка на такие откровенные высказывания довольно сложно — обычно эти мысли вслух они произносят вовсе не перед родителями или друзьями, а перед врачом, да и то после многократных встреч.

Сами же родители даже не предполагают, что у их ребенка депрессия, ведь они ведут подростка к доктору не с жалобами «на плохое настроение», а с симптомами головной боли, ожирения или резкого снижения веса, с болями в области сердца и ощущениями нехватки воздуха, проявлениями бронхиальной астмы и проблемами ЖКТ. Кроме того, депрессия у детей способна «прятаться» не только за симтомами болезней, но и за агрессивным или распущенным поведением подростка – такое поведение психологи обычно называют «асоциальным».

Когда депрессия у детей подросткового возраста достигает серьезной стадии, даже самый наблюдательный родитель вряд ли опознает ее симптомы. В таком состоянии вызвать подростка на откровенность практически невозможно, ведь на вопрос о плохом настроении он будет либо все отрицать и агрессивно реагировать на любое «вмешательство», либо вовсе уйдет в себя и откажется общаться. Такое игнорирование обычно сопровождается полным бездействием — когда подросток перестает выходить из своей комнаты и подолгу лежит в кровати, глядя в одну точку. В таком подавленном состоянии ребенок перестает общаться с адекватными ровесниками и переходит в «плохие» компании. Застать его в хорошем расположении духа практически невозможно: он постоянно вмрачен и пессимистичен. Родители надеются, что с возрастом все эти проявления уйдут также, как и начались. И мало кто догадывается о том, что подростковые изменения могут быть никак не связаны с диагнозом детской депрессии.

Детская депрессия: симптомы

Как понять что у ребенка депрессия? Проявления депрессии у детей зависят от возраста — к такому выводу пришли врачи-психиатры при наблюдении за малышами и подростками. Так, главными признаками депрессии у детей до трехлетнего возраста является сочетание плохого аппетита с грустным и унылым видом. От этого малыша не услышишь типичного вопроса трехлетки «а почему…?», он не принимает участия в детских играх, ведет себя вяло и выглядит сонливым, сидя где-то в сторонке. При этом родители отмечают, что ему сложно засыпать ночью, он часто мучается бессонницей.

Депрессия у детей после трех лет и до школьного возраста проявляется в крайностях: ребенок то становится медлительным, нежелающим общаться и мрачным, то впадает в истерику и ведет себя крайне беспокойно. Обычно депрессивный ребенок обвиняет родителей в том, что они его не любят, может рассказывать посторонним, что его усыновили из детдома. Он страшится замкнутых пространств (лифтов, помещений без окон) и темноты. Также симптомами детской депрессии могут быть недержание мочи или нервный тик.

Депрессия у детей: каприз или проблема?

Депрессия у детей: каприз или проблема?

По каким еще признакам можно заподозрить детскую депрессию?

  • Признаками депрессии у детей являются изменения чувств: если раньше ребенок был общителен, активен и весел, то сейчас он стал часто пребывать в печали, испытывать страх и чувство вины, проявлять гнев и агрессию, а иногда напротив — демонстрировать вялость и беспомощность.
  • Также проявлением депрессии у детей может стать ухудшившееся состояние организма: они жалуются на боли в голове или животе, у них нет желания играть или что-то делать, пропадает аппетит, мало энергии, они долго засыпают, хотя и выглядят усталыми.
  • Симптомом депрессии у детей может стать изменение образа мышления: ребенок может часто упоминать о том, что виноват в чем-то и что его жизнь никому не нужна, часто теряет концентрацию и не может сосредоточиться. У него неожиданно может случиться истерика по незначительному поводу.
  • Ребенок не желает играть и общаться с детьми, теряет интерес к развлечениям, которые раньше ему нравились.

Что делать, если вы пытались помочь ребенку самостоятельно, однако ни движение, ни творчество, ни разговоры по душам не дают даже мизерных результатов? Как выйти из депрессии ребенку, как оказать ему помощь? Прежде всего – не впадайте в панику. Депрессия у детей, даже самая глубокая, поддается лечению. И теперь ваша задача — обратиться к специалисту. Начните с педиатра, но не рассчитывайте, что любой из детских врачей серьезно отнесется к симптомам вашего ребенка. Поэтому, в любом случае, добивайтесь комплексного обследования, чтобы определить – не являются ли усталость, недомогание, боли и печальное настроение следствиями какого-либо заболевания. К примеру, проблемы со щитовидкой или анемия могут вызывать симптомы, похожие на депрессию. Но чтобы это установить, потребуется пройти специальные тесты.

Если с физиологией все нормально, подкрепите свои предположения наблюдениями других людей — поговорите со школьными учителями, воспитателями, спросите — не заметили ли они изменений в поведении и настроении ребенка. И даже если никто ничего не подтвердил, сосредоточьтесь на вашем чаде и будьте готовы обратиться к специалистам. В зависимости от степени и длительности депрессии, на помощь ребенку придут детскиий или подростковый психолог, детский врач-психиатр или врач-невролог.

Детская депрессия: лечение

Что делать, если у ребенка депрессия

  • При относительно легких формах депрессии у детей помогут психотерапевтические и фитотерапевтические методы. В зависимости от возраста, психолог применит игровые или когнитивно-поведенческие методики, которые могут изменить негативные мысли, заставляющие ребенка чувствовать себя плохо. Не исключено, что в результате проведенного обследования ребенок окажется пациентом врача-невролога, который лечит депрессии, сопровождающие неврологические заболевания.
  • Как вывести ребенка из депрессии при средней и тяжелой степени? Здесь поможет только врач-психиатр, и надо заметить, что четверть пациентов с депрессией у детей направляются именно к этому доктору. Поскольку данный специалист ориентирован на серьезные поражения психики, то лечение будет проходить в стационаре в течение нескольких месяцев.
  • При очень подавленном состоянии и признаках депрессии у детей с факторами суицидального риска врачи обычно объединяют психотерапию с приемом антидепрессантов. Однако прием этих медикаментов требует особого присмотра за ребенком. Месяц или два вам будет необходимо постоянно держать под контролем употребление лекарств и каждый раз убеждаться, что ребенок принимает их именно так, как назначил врач. И если примерно через три недели вы не заметите никаких улучшений, вам необходимо будет поговорить об этом с доктором. Возможно, нужная комбинация препаратов, предназначенная для лечение депрессии у детей, подходящая именно вашему ребенку, будет найдена не сразу, поэтому не стоит расслабляться слишком рано. Необходимо действительно убедиться, что симптомы депрессии улеглись, а потом присматривать за ребенком — не повторяются ли они снова.
  • Иногда диагноз «депрессия» может быть исправлен на «биполярное расстройство» – им свойственны похожие признаки, но последнее имеет сходство с маниакальным поведением — повышенным стремлением к риску и агитации, импульсивностью, эйфорией и даже склонностью к самоубийству. Но надо учесть, что подобные эпизоды могут быть вызваны также приемом антидепрессантов – вот почему за детьми, которые их принимают, нужен особый присмотр. Есть особые предупреждающие знаки, на которые следует обратить внимание и срочно обратиться за помощью к специалисту: если ребенок делает зарисовки, пишет рассказы или заинтересованно говорит о смерти, если он дарит свои личные вещи друзьям и знакомым, если он произносит слова прощания по отношению к членам семьи или друзьям, если в его личных вещах вы обнаружили нечто напоминающее план самоубийства — к примеру, оружие или запас таблеток. Даже если прием антидепрессантов принес явное улучшение уже через 3 недели, присмотр за ребенком не следует прекращать еще пару месяцев.

plusmama.ru

как вывести из нее, признаки и симптомы, причины депрессии у подростков

Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Нет ничего печальнее для родителей, чем видеть ребенка в состоянии депрессии. Но так уж повелось, что этот психиатрический термин все чаще применяется необоснованно и взрослыми, и детьми. О плохом настроении мы часто говорим – депрессия. На самом деле периоды стресса и неважного настроения к клинической депрессии отношения не имеют. А настоящая депрессия обязательно нуждается в помощи врача. В этом материале речь пойдет о том, как родители могут выявить у ребенка депрессию и как помочь ему выбраться из этого состояния.

Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Что это такое?

Детская и взрослая депрессия – серьезное психическое расстройство, главным проявлением которого является не только плохое настроение на протяжении долгого времени, но и утрата способности получать удовольствие от того, что раньше нравилось. Настоящая клиническая депрессия имеет характерные симптомы, а потому выявить ее несложно. Нужно понимать, что депрессия у детей – явление не такое частое. Обычно она носит ситуативный характер и является временной реакцией детской психики на неблагоприятные события. Клиническая депрессия, склонная к тому, чтобы перейти в хроническую, пожизненную, обычно начинается в подростковом возрасте, то есть с 11-12 лет и старше.

Депрессию психиатры относят к группе аффективных расстройств. Она неплохо поддается лечению, если помощь будет оказана своевременно.

Само слово произошло от латинского «давить». Именно подавленное состояние и отличает детей с депрессией от ровесников. В общей массе детских психических расстройств депрессии отводится около 15%. В последнее время детские психиатры бьют тревогу – случаи истинной детской депрессии стали встречаться все чаще. Так, у детей в возрасте до 3 лет распространенность болезни – около 0,7% от общего количества детей, а уже к подростковому возрасту распространенность доходит до 23%.

Наиболее часто депрессии у детей стартуют осенью и зимой. Считается, что предрасполагающим фактором является недостаток солнечного света, но в основе всегда лежит изначальная эмоциональная нестабильность.

Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Причины

Если у взрослых причину депрессии почти в половине случаев установить не удается, то у детей с этим все несколько проще, ведь до определенного возраста аффективное расстройство вообще не свойственно здоровому ребенку в силу особенностей организации психики и нервной системы.

Если речь идет о детях до трехлетнего возраста, до депрессии в этом случае почти всегда носят патологический характер и обычно связаны с одним из следующих факторов.

  • Поражением центральной нервной системы. Нарушение настроения в этом случае находится в тесной взаимосвязи с повреждением клеток головного мозга. Такое наблюдается при длительной гипоксии во время беременности, если ребенок перенес внутриутробную инфекцию, если в процессе родов он испытал удушье, острую гипоксию, а также после рождения в случае перенесенного тяжелого менингита и других нейроинфекций. Состояние, при котором головной мозг испытывает нехватку кислорода, особо опасно, поскольку нередко ведет к церебральной депрессии новорожденного.
  • Патологическими отношениями. Анаклитическая депрессия иногда развивается у детей 6-15 месяцев, если они разлучены с мамой, реактивная депрессия больше свойственна детям 2-2,5 лет, которые разлучаются с семьей, которых при отсутствии готовности к посещению яслей отдали в них и т. д. На фоне нехватки материнского внимания депрессия у ребенка развивается довольно быстро. Причиной психической патологии сможет стать семейное насилие, скандалы, тяжелая эмоциональная обстановка, агрессия близких.
  • Наследственность. Предрасположенность к депрессивным расстройствам тоже передается по наследству. Необязательно, что ребенок женщины, страдающей психическими нарушениями, наркоманией, алкоголизмом, будет иметь аффективные расстройства психики, но вероятность этого довольно высока.
Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить? Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Как только малыш достигает дошкольного возраста, он получает первый опыт взаимодействия с обществом – это начало посещения садика, секций, кружков. В этом возрасте жизнерадостный ранее ребенок может начать страдать депрессией по таким причинам.

  • Отношение родителей и их стиль воспитания. Насилие, чрезмерный контроль, слишком много опеки, как и равнодушие, незаинтересованность в успехах малыша, в его делах могут привести к утрате интереса и смысла от всего, что происходит. В этом случае ребенок вполне может впасть в депрессию с тревожными проявлениями.
  • Отношения с ровесниками. Малыши, которым сложно построить отношения с себе подобными, испытывают постоянный стресс, что становится причиной отчуждения, попыток ухода от общения, замкнутости и в итоге развития депрессии.
  • Семейные конфликты и нездоровый психологический климат, при котором ребенок не чувствует себя дома в безопасности.
Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Дети школьного возраста могут испытывать клиническую депрессию по тем же причинам, вот только отношения у школьников и подростков усложняются, усложняется и механизм психического нарушения. Нередко дети «перегорают» и утрачивают интерес к собственной жизни на фоне повышенных требований родителей, учителей, существенных нагрузок на учебе и во внеучебное время. Чем чаще склонный к депрессии ребенок сталкивается с неудачами, тем быстрее прогрессирует психическое расстройство.

На уровне физиологии, биохимии депрессия развивается у детей при нехватке в организме гормонов серотонина, норадреналина. При стрессе и переживаниях вырабатывается кортизол, избыток которого также приводит к нарушениям психического состояния. Есть предположение, что на вероятность депрессии также влияет уровень мелатонина.

Какие дети наиболее подвержены депрессии:

  • недоношенные;
  • с врожденными пороками развития, аномалиями центральной нервной системы;
  • страдающие неврозом;
  • тяжело адаптирующиеся в новых обстоятельствах и условиях;
  • склонные к страхам, тревожные, ранимые;
  • интроверты.
Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить? Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Признаки и симптомы

Дети еще не умеют оценивать свои эмоции объективно, а потому им самим бывает очень сложно сформулировать и дать понять родителям, что с ними происходит. Симптомы детской депрессии поэтому называют замаскированными. Но это не значит, что внимательная мама не разглядит их, если захочет. Дело в том, что депрессия на психическом уровне часто проявляется соматическими болями на телесном уровне, и именно такие боли (которые не имеют медицинских причин и объяснений) должны стать важным тревожным признаком.

Если речь о детях маленьких, стоит обратить внимание на повышенную тревожность, она почти не проходит. У ребенка с депрессией обычно нарушается сон, неважный аппетит, недостаток веса, часто наблюдаются расстройства дефекации (то поносы, то запоры), сердце бьется учащенно. Малыш жалуется на боль то тут, то там, но обследования не показывают каких-то нарушений в работе органов и систем. Малыши не обманывают, не придумывают – они действительно испытывают психосоматические боли.

Малыши неохотно идут в садик, без энтузиазма относятся к идее мамы сходить в выходной в парк или зоопарк. Они как бы равнодушны, внешне спокойны, но и радость у них вызвать очень сложно.

Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Младшие школьники начинают заострять внимание на своем странном состоянии, могут придумать себе болезни. Тревожность усиливается. Если у взрослых депрессия проявляется в основном в утреннее время и повторяется изо дня в день, то у детей обычно симптомы снижения настроения наблюдаются к вечеру. Такого ребенка сложно заинтересовать.

Подростки в депрессии утрачивают способность радоваться даже любимым вещам – музыке, сладостям, друзьям. Могут перестать следить за собой, соблюдать гигиенические нормы, они не хотят общаться, замыкаются в себе, не верят в свои силы, страдают низкой самооценкой, не имеют мотивации. Подростковая депрессия существенно повышает фактор суицидального риска.

Отличительный признак клинической депрессии – ее систематичность. То есть эпизоды снижения настроения повторяются каждый день или почти каждый день на протяжении не менее трех недель.

На фоне депрессии дети часто испытывают самые разнообразные страхи, которые растут вместе с ними и при отсутствии своевременной помощи могут привести к формированию стойких фобий и панических атак.

Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

Как помочь и что делать?

Если вы заметили у ребенка признаки депрессии, не стоит уповать на собственные познания детской психологии, а также на всезнающий интернет – выйти из депрессии самостоятельно даже для взрослых задача очень тяжелая. Малыша или подростка обязательно нужно показать врачам – педиатру, неврологу, психиатру. Только эти специалисты смогут выяснить, есть ли депрессия на самом деле, какая она, насколько она тяжела и как лечиться.

Основными методами лечения являются психотерапия и медикаментозная поддержка при необходимости. Вывести ребенка из этого состояния поможет комплексный подход и терпение – лечение может быть длительным.

Для изменения биохимического депрессивного фона используют специальные препараты – антидепрессанты. Психотерапевт или психолог помогают ребенку научиться проговаривать свои эмоции, не держать их в себе, также применяется релаксационная терапия – массаж, плавание. Малышам показана арттерапия, игровая терапия.

Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить? Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

​​​​Большое значение имеет коррекция семейных отношений. Помочь ребенку выйти из депрессии – это означает устранить все факторы риска, которые могут влиять на ее развитие и поддержание.

К сожалению, даже при правильном лечении до 25% детей потом испытывают рецидивы психического нарушения уже в течение года. В течение двух лет до 40% ребят снова страдают депрессией, в течение 5 лет с рецидивом сталкиваются до 70% детей и подростков. До 30% ребят вырастают во взрослых с биполярным расстройством личности.

А потому очень важно озадачиться вопросами профилактики рецидивов, в связи с чем родителям бывает необходимо устранить все семейные недоразумения, создать благоприятный и доверительный климат, заручиться поддержкой детского психолога, который в любой неприятной ситуации сможет своевременно помочь ребенку, не допуская повторения болезни.

Как вывести из депрессии ребенка и по каким признакам ее можно заподозрить?

О депрессии у детей и подростков смотрите в следующем видео.

o-krohe.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *