Психосоматика насморка у взрослых и детей🤧: причины, лечение
Насморк имеет тесную связь с факторами психосоматики, поскольку через нос человек вдыхает атмосферный воздух, а значит, контактирует с внешней средой. Нос по психосоматике – символ человеческого достоинства. Насморком регулярно болеет человек, подвергающийся стрессам, впадающий в депрессию, болезненно воспринимающий критику, находящийся в униженном и напряженном положении. Из-за негативных воздействий и стрессового состояния ослабляется иммунитет, возникают воспалительные патологии носовой полости.
Насморк по психосоматике
С физиологической точки зрения нос – орган, проводящий воздух в легкие, и средоточие обонятельных рецепторов, а с ментальной – показатель самоценности, самоуважения, чувства собственного достоинства.
Когда из носа регулярно течет слизь, но это не обусловлено употреблением горячей пищи или резкой сменой температурных условий, то это указывает на постоянное пребывание человека в состоянии подавленности, беспомощности, плаксивости. Отсутствие любви и понимания как бы заставляет человека проливать внутри себя слезы.
Заложенность носа по психосоматике наблюдается у людей мнительных, не чувствующих уверенности, зависимых от постороннего мнения. Ринитом с заложенностью болеют беспокойные, испуганные личности, не знающие выхода из сложившейся жизненной ситуации.
Насморк нередко появляется у людей, не умеющих отдыхать. Таким способом истощенный организм пытается отвлечь человека от бесконечной изматывающей работы. Трудоголикам следует знать, что появление заложенности носа – первый сигнал к тому, что пришло время отдохнуть, восстановить силы, вспомнить об отпуске.
Нередко насморком, мешающим нормально дышать, сопровождается аллергическая реакция. Согласно психосоматике, это – указание на токсичность человеческого окружения. В коллективе или среди родственников есть особы, с которыми сложно ужиться из-за их токсического влияния и энергетического вампиризма.
Психосоматические причины заложенности носа
Психологи выделяют несколько факторов, провоцирующих появление заложенности носа:
- Желание избежать общения. При заложенности нормально говорить проблематично, да и потенциальные собеседники не стремятся контактировать с простывшим человеком. Организм, запуская выделение носовой слизи, делает человека неудобным для общения.
- Желание получить любовь и заботу. Организм помнит, что в периоды болезней о нем лучше заботятся, и пытается сымитировать такую ситуацию.
- Непонимание лицемерия. Заложенность носа может возникнуть у человека, оскорбленного и возмущенного лицемерным поведением близких людей. Когда родственники требуют соблюдения определенных социальных норм и правил, но сами их не соблюдают, то организм появлением насморка пытается оградиться от этих людей.
- Переутомление. Некоторые люди забывают, что в работе нужно делать перерыв. И тогда организм сам напоминает им об этом воспалением слизистой носа.
- Нос, будучи органом обоняния, по психосоматике может отражать межличностные конфликты. То есть заложенность – негативная реакция на конкретного индивидуума, словесно ее можно выразить так: «Я на дух тебя не выношу».
- Потаенный плач. Слизь, скопившаяся в носоглотке, с точки зрения психосоматики – скрываемые глубоко в душе слезы. Заложенность нередко наблюдается у людей, носящих довольную маску, но тайно страдающих от душевной боли.
- Беспокойство о будущем. Заложенность возникает, когда нет уверенности в реализации задуманных планов, когда шаги в светлое будущее оказываются безуспешными. Человек становится закомплексованным, отстраненным, замкнутым.
Психосоматика хронического насморка
Постоянной заложенностью носа страдают люди, изматывающие себя, предъявляющие к себе завышенные требования. Они не позволяют собственному организму отдохнуть от гонки, от стремления к общественному идеалу. Результатом непринятия собственных недостатков и поступков становится депрессия. Человек пребывает в отчаянии, его самооценка падает до критической отметки.
То есть возникает состояние, которое называется «понурить нос». Тоска и униженность начинают изливаться слизью через нос. Причем такое состояние может не совпадать с реальными жизненными обстоятельствами.
Когда говорят о хронической заложенности, чаще всего имеют в виду гайморит. Психосоматика этой патологии – придуманное одиночество, необоснованная жалость к себе. Человек ленится изменить ситуацию, хотя у него для этого уйма способов: отправиться в клуб или в путешествие, сходить с друзьями в парк или в кино, почитать книгу.
Психосоматика разных видов заложенности носа
При заложенности носовая слизь может быть плотной или водянистой. Психосоматика таких видов выделений неодинакова:
- Если из заложенного носа беспрерывно течет прозрачная жидкость, то нужно подозревать влияние жалости к себе. Человек страдает из-за собственной ненужности, ощущает острый дефицит любви и признания, тщетно ищет помощи и спокойствия.
- Если заложенность сопровождается образованием в носовой полости плотной зеленой слизи, то человек не может выбросить из головы обиду. Причем вязкие, медленно вытекающие сопли указывают на непонимание сложившейся ситуации, на непринятие произошедшего. А если слизь настолько плотная, что ее почти невозможно высморкать, то заболевший знает, в чем причина случившихся неприятностей, кто является обидчиком.
Психосоматика заложенности детского носа
Психосоматика детского насморка отличается от взрослого. Наиболее распространенная причина заложенности носа у ребенка – стресс от необходимости посещать детский сад или школу. Второй провоцирующий фактор – нехватка внимания от родителей. Насморк – это своего рода способ манипуляции. Так ребенок пытается заставить родных людей больше заботиться о нем.
Реже заложенность носа у ребенка становится следствием родительских конфликтов или ссоры с друзьями. Ребенок находится в растерянности и напряжении, подсознательно хочет помирить родителей, наладить отношения со сверстниками.
Мнения известных психологов
Психологи и специалисты по психосоматике называют разные причины появления заложенности носа.
Луиза Хей
По мнению американского психолога, психосоматика заложенности – низкая самооценка, представление о себе, как о бесполезной и незначимой личности.
Луиза Хей создала аффирмации – позитивные фразы, которые нужно произносить регулярно, чтобы избавиться от болезней. Аффирмация против насморка: «Я понимаю, что наделен интуицией и большими способностями. Я отношусь к себе с уважением и любовью».
Лиз Бурбо
По мнению канадского психолога, психосоматика воспаления слизистой носа – неспособность строить полноценную жизнь. Также провоцирующими факторами бывают подавленные эмоции, опасения по поводу возможных страданий. Заложенность указывает на то, что человек не может выносить некую личность или жизненные обстоятельства.
Лиз Бурбо советует прийти к осознанию того, что вызывает страх, воспринять это душой, но не разумом. Важно научиться эмоциональности, проявлению любви и поддержки. И тогда жизнь станет полноценной.
Валерий Синельников
Российский гомеопат и психотерапевт полагает, что психосоматика заложенности носа – неуверенность, низкая самооценка.
Лууле Виилма
По мнению парапсихолога из Эстонии, психосоматика насморка – сильная депрессия из-за собственных неудач, неспособности построить полноценную жизнь.
Владимир Жикаренцев
Российский философ и психолог считает, что психосоматика заложенности – низкая самооценка, непризнание собственной значимости.
Для устранения проблемы Жикаренцев предлагает такую аффирмацию: «Я признаю свою интуицию. У меня нет изъянов. Я развиваюсь и совершенствуюсь».
Юлия Зотова
Психолог считает, что хроническая заложенность – следствие жалости к самому себе. Причем больной человек не признается в своей эмоциональной проблеме даже самому себе. Для окружающих у него все нормально. И он действительно полагает, что у него все нормально, так как жалость и самобичевание стали для него нормой жизни.
Лечение
Терапия любого психосоматического заболевания должна быть комплексной. Игнорировать симптомы воспаления слизистой носа нельзя, иначе болезнь перейдет в хроническую форму, превратится в гайморит.
Отоларинголог назначит пациенту медикаменты и физиотерапевтические процедуры, снижающие симптоматику воспаления слизистой носа. А если заподозрит психосоматическую причину заболевания, то выпишет успокоительные лекарства, направит пациента к психологу.
Если патология действительно психосоматическая, то больной человек должен:
- проанализировать свой взгляд на жизнь, разобраться в пережитых обидах и разочарованиях;
- минимизировать ситуации, сопровождающиеся эмоциональными встрясками и переживаниями;
- убрать из жизни стрессовые факторы, окружить себя позитивной атмосферой;
- разорвать отношения с токсичными людьми, склонными подавлять, угнетать и манипулировать;
- медитировать, чаще отдыхать, расслабляться.
Если проблема заложенности носа отмечается у ребенка, то родители должны проанализировать свое отношение к нему и друг к другу. Ребенок не должен страдать от дефицита любви и понимания.
Если заложенность стала хронической, то психологи советуют отпустить свою внутреннюю проблему, забыть о ней. Тогда болезнь прекратит подпитываться изнутри, постепенно сойдет на нет. Но, чтобы забыть о проблеме, прежде придется устранить внешние провоцирующие факторы.
Луиза Хей насморк
Физическое состояние каждого человека взаимосвязано с его внутренним восприятием окружающего мира. Если оно негативное, то заболевания могут появляться в течение всей жизни. Насморк и простуда относятся к таким патологическим процессам. Существует также определенная связь между типом личности и развивающимися болезнями. Исследования в этой области, проводимые в течение многих лет американским психологом Луизой Хей доказывают, что связь эмоций существует.
Способность психологических факторов проецировать скрытые переживания на физическое состояние человека называют психосоматикой. Медики всего мира давно признали: психосоматические причины – фундамент большинства патологий. Знания об условиях возникновения заболеваний помогают бороться с недугами намного эффективнее.
Луиза Хей: трактовка насморка
По мнению американского психолога Луизы Хей причиной заболевания становятся непрожитые, негативные эмоции нашего подсознания, заниженная самооценка, перфекционизм, одиночество, уязвленное самолюбие.
Определенное влияние оказывает также равнодушная реакция окружающих, к которой имеющий насморк человек постепенно привыкает. Скопившиеся эмоции выражаются формированием разных проблем с носовыми ходами. Ведь этот орган у человека символизирует чувство собственного достоинства и самооценку, остро реагируя на переживания и оскорбления.
Психолог предлагает решать психосоматические причины насморка положительными аффирмациями. Это короткие, позитивно сформулированные фразы. Повторяемые многократно, они настраивают подсознание в нужное русло, закрепляясь на ментальном уровне. Луиза Хей про насморк и простуду говорит следующее: эти заболевания, развившиеся из-за эмоциональных причин, будут устранены применяемыми регулярно аффирмациями.
Разновидности насморка
Различают два варианта патологического процесса: ринит и синусит. Осложненной формой второго заболевания является гайморит.
Ринит
Воспаление слизистой оболочки носа называют ринитом. Его сихосоматическими факторами возникновения становятся:
- мнительность;
- перфекционизм;
- нежелание общаться с конкретным человеком;
- зацикленность на своих проблемах;
- обида;
- самовнушение, основанное на том, что заболевание заразно.
Синусит
Синусит – это воспаление придаточных носовых пазух. Эмоционально становится следствием:
- неспособности выразить чувства;
- отшельнического образа жизни;
- собственнического отношения к людям, материальным благам.
Гайморит
Гнойное воспаление гайморовых пазух называется гайморитом. Чаще всего он становится осложнением сильного насморка или простуды. Психосоматически заболевание формируется в результате:
- постоянно подавляемой жалости к себе;
- завышенной самооценки;
- гнева, злости на окружающих;
- чувства бессилия, «загнанности в угол» в непростой жизненной ситуации.
Детский насморк
Малыши не умеют эффективно противостоять излишнему давлению большого количества внешних раздражителей. У них эмоциональными причинами простуд и насморка чаще всего становятся недостаток внимания, любви родителей или постоянные ссоры в семье, которые малыш подобным способом желает блокировать. Ведь как только ребенок заболевает, его незамедлительно начинают лечить, жалеть, ласкать. Таким образом, малыш получает нужную порцию заботы.
Простуда
Помимо внешних факторов, способных вызвать патологический процесс, значительное влияние на формирование простудных заболеваний оказывают и переживания:
- сильное длительное напряжение;
- подавляемый гнев, обида, злость;
- недостаток внимания, сочувствия;
- усталость;
- нереализованность в карьере или личной жизни.
Решение проблемы
Важно радоваться каждому моменту, ценить имеющиеся блага, полюбить себя, доброжелательно относиться к людям, больше общаться с ними. Конфликтные ситуации необходимо решать, обиду и разочарования высказывать, не накапливая в себе. Ещё нужно научиться разграничивать реальные и надуманные проблемы.
Прекрасным отвлекающим от самокопания вариантом становится увлечение интересным делом. Иногда достаточно бывает вовремя помочь человеку поверить в себя, и все беспокоящие симптомы проходят самостоятельно.
Насморк: психосоматика
В теме про насморк психосоматика говорит следующее: человек запутался и находится в растерянности. Попробуем понять, что бы это значило и как с этим разобраться.
Физиологически мы испытываем насморк как заложенность носа, при этом нос «течет» и мы чихаем. Про заложенность носа почитайте в этой статье. Там мы писали о том, что насморк представляет собой своеобразную адаптацию к новой обстановке.
Действительно, чаще всего мы болеем простудными заболеваниями по осени, когда нужно выходить на работу или идти в институт, школу, детский сад. Несмотря на то, что мы можем знать людей, хорошо с ними общаться, нашему организму и психике нужно какое-то время, чтобы «включиться». Иногда этот процесс происходит не так гладко, как того хотелось, и возникает насморк – реакция на физическом уровне.
Насморк и простудные заболевания – частое явление в коллективах. Налаживание отношений и общения может вызывать беспокойство, ведь мы стараемся думать сразу о стольких важных деталях:
- Что о нас подумают?
- Как нас воспримут?
- Что и как правильно сказать?
- Как не выглядеть глупым?
- Как показать себя с лучшей стороны?
Заметьте, все эти вопросы проносятся в голове в то время, когда нужно выполнять вполне рутинную работу – отвечать урок у доски, общаться с сокурсниками, показывать себя с лучшей стороны в новой должности. Это напряжение и загруженность мыслей вызывают такую неразбериху, что организм часто не выдерживает и болеет.
Насморк – отличный способ избежать общения с человеком, который вызывает тревогу, дискомфорт, смятение. Другой и сам не захочет с вами общаться, ведь вы заразны. Очень ловкий подсознательный трюк.
Кстати, не стоит сбрасывать со счетов и самовнушение. Лиз Бурбо в своей книге писала, что насморк не заразен, что это миф, в который мы верим и потому заражаемся.
Решение довольно простое в этой ситуации – дайте себе расслабиться, не изводите себя. У вас возникло много дел, голова болит от мыслей про то, как вы выглядите в глазах других, возникает целая гамма самых различных эмоций, которые перегружают ваш разум и, тем не менее – расслабьтесь. Тем более, что у вас для этого есть возможность – при насморке обычно берут больничный и стараются выздороветь. Это своего рода отпуск в разгар работы, когда вы делаете вынужденную для себя остановку и удаляетесь из социума в круг любимой семьи, в стены уютного дома, где всегда чувствуете себя в безопасности.
Теперь вы знаете немного больше про насморк. Психосоматика раскрывает ментальные причины возникновения этого заболевания, но не забывайте обращаться к врачу, чтобы позаботиться и о своем физическом теле. Нередко простудные заболевания являются лишь симптомом и это уже совсем другая проблема.
Больше о психосоматике как о науке.
Психосоматика простуды, причины и группа риска, мнение психологов
«Не ходи без шапки – простудишься», – говорят заботливые мамы детям. Ребенок не слушается, и, конечно, заболевает. А между тем мамы даже не подозревают, что виновата в простуде далеко не шапка, а их же фраза. Она становится установкой для ребенка. Но это только одна из возможных психологических причин простуды у детей и взрослых.
Основные причины простудных болезней
Простуда не возникает от того, что вас продуло. Для того чтобы заболеть, нужно вдохнуть или проглотить вирус. Но удастся ли вирусу выжить и развиться зависит от силы иммунитета конкретного человека. Тут-то мы и обращаемся к психологическим причинам простудных заболеваний.
Психосоматика простуда:
- переутомление;
- недовольство собой и жизнью;
- недовольство работой, местом учебы;
- истощение и апатия.
Представьте такую ситуацию: вам очень не хочется идти на работу или учебу, вы мечтаете о том, чтобы остаться дома и поваляться в кровати. Однако сделать это вы не можете в силу ответственности и исполнительности. Тут-то уставшей психике и приходит идея: нужно заболеть, тогда можно официально остаться дома. Правда не все люди уходят на больничный. Некоторые, особенно ответственные, заглатывают горсть таблеток и снова идут на неприятную работу. Чем только усугубляют физическое и психическое состояние.
Это интересно! Пик простудных заболеваний приходится на весну и осень. Но и это можно объяснить с точки зрения психосоматики. Зимой все люди страдают от цветового голода, так как серые краски и сокращение светового дня угнетают психическое состояние.
Психосоматика простудных заболеваний
Если при простуде болит горло, то это говорит о подавленном гневе. Человек зол на кого-то, но не может высказаться. При развитии простудных заболеваний особую роль играет внушаемость человека. Если он считает, что его иммунитет слаб или, что он обязательно заболеет осенью или в тот момент, когда рядом болеет кто-то, то так и будет.
Грипп: психосоматические причины заболевания
Для выяснения точной психосоматической причины гриппа нужно задать себе ряд вопросов:
- На какую проблему указывает заболевание?
- От чего вы пытаетесь уйти?
- Какой конфликт вы уже давно пытаетесь решить?
- В чем вы не можете, боитесь признаться сами себе?
Это интересно! Если вы живете один, то болезнь может указывать на потребность побыть в одиночестве. Возможно, вы устали от социальных контактов.
Психосоматика респираторных заболеваний: причины
ОРВИ психосоматика похожа на психосоматику гриппа. Разница в том, что острые респираторные вирусные заболевания развиваются на фоне неожиданных стрессовых ситуаций (испуг, сильное потрясение, страх и т.д.). Болезнь на этом фоне развивается быстро, стремительно поднимается температура и нарастают симптомы. Вялотекущее заболевание без высокой температуры развивается на фоне хронической усталости и подавляемого страха.
Психосоматика болезней системы дыхания
Нарушения в работе дыхательной системы случаются как у детей, так и у взрослых. Но одни болезни в большей мере свойственны детям, другие — их родителям. Однако все они имеют психосоматические предпосылки.
Взрослые психосоматические недуги системы дыхания
Взрослые чаще страдают пневмонией и туберкулезом. Причины – старые раны и обиды, разочарование в жизни, усталость, безрадостное существование. На фоне каких событий развивается пневмония:
- избыток обязанностей, работа без отдыха, ощущение загнанности;
- сильное горе, потеря, разочарование;
- чувство бессилия, неспособности повлиять на свою жизнь или других людей;
- неудовлетворенные потребности, отказ от значимых благ;
- чувство вины.
Это интересно! Как правило, отсылки к причинам заметны в речи больного: «не могу вдохнуть полной грудью», «дыхание сперло», «дух захватывает», «не дают дышать», «не продохнуть» и т.д.
Если к унынию присоединяется недовольство миром, то пневмония превращается в бронхиальную астму. Этому больше подвержены люди с мышлением жертвы, неспособные заботиться о себе, совестливые, обязательные, гиперответственные.
Туберкулезом заболевают эгоистичные люди. Недовольство жизнью и негативные эмоции – главная психологическая причина туберкулеза. Каждый человек сталкивается с палочкой Коха, но заболевают далеко не все, а только те, кто пропитан ненавистью к окружающим.
Психосоматика простуды у детей
Психосоматические причины детских болезней кроются в семейном климате, отношениях родителей между собой, образом жизни семьи. Что выступает предпосылками детских болезней:
- Занятость родителей на работе. В попытках обеспечить ребенка и себя материально родители упускают более важную потребность чада – потребность в любви, внимании, нежности. Болезнь – доступный способ ребенка привлечь внимание и получить заботу.
- Разлад в семье, развод, скандалы. В этом случае ребенок заболевает, чтобы сплотить семью.
- Авторитарный стиль воспитания, подавление ребенка как личности, наказания, запрет на выражения эмоций. Боясь строгих родителей, ребенок привыкает все держать в себе. Это выливается в бронхит («вдыхает» эмоции и задерживает их внутри), астму и ринит (подавленные слезы, невысказанные слова). Подавление эмоций особенно опасно для эмоциональных детей с подвижным темпераментом.
Это интересно! Носовые кровотечения редко связаны с простудой, но этот симптом часто встречается у детей. Причина – неудовлетворенная потребность в родительской любви. Ребенок думает, что его не любят. Ему кажется, что его не признают и не замечают.
Психосоматика насморка
Насморк – один из симптомов простуды. Но иногда это единственное проявление болезни. Как и другие заболевания, насморк имеет психологические причины.
Ринит
С точки зрения психосоматики, ринит отражает недовольство жизнью. Но выразить это недовольство человек не может, так как боится последствий. Хронический ринит – показатель затяжного конфликта.
Синусит
Причина: человек не знает, как ему поступить, не понимает, куда двигаться дальше. Таким людям сложно расставить приоритеты, они теряются среди задач, которые нужно выполнить. Им сложно делать серьезный выбор или менять что-то в своей жизни. Например, им сложно сменить работу, даже если она им не нравится.
Гайморит
Психосоматическая причина гайморита – чувство одиночества, ощущение безвыходности и невозможности справиться с жизненными трудностями.
Детский насморк
Сопли у детей символизируют невыплаканные слезы. Обычно наблюдается у детей из авторитарных семей. В таких семьях детям запрещают выражать эмоции, особенно грусть и обиду. Еще больше достается мальчикам. Они слышат стереотипное утверждение: «мальчики не плачут!».
Несколько слов о психосоматике простуды на губе
Простуда на губе хоть и называется так, но имеет мало общего с простудой, о которой мы говорим. Воспаление губы вызвано герпесом (вирус). Некоторые люди являются его носителями (вирус спит), в то время как другие страдают от его активности. Ответ кроется в психоэмоциональном состоянии человека. Зависть, гнев, обида и другие невысказанные негативные эмоции пробуждают вирус герпеса.
Психосоматика простуды – причины
Одни люди справляются с простудой и ОРЗ за один день, другие выпадают из жизни на несколько недель, а третьи настолько устойчивы психофизиологически, что даже не заболевают. На психосоматику простудных заболеваний влияют несколько факторов: усталость, подавляемые чувства, скрытый гнев, ипохондрия, дефицит внимания, негативное отношение к себе и миру. Давайте рассмотрим их подробнее.
Усталость
Если вы много работаете, находитесь в постоянном напряжении и не отдыхаете, то попадаете в группу риска по психосоматике простуды. Болезнь становится для организма единственной возможностью отдохнуть. Потому он позволяет микробам размножиться.
Постоянно сдерживаемые чувства
Если вас постоянно знобит, то налицо другая проблема – внутреннее напряжение из-за страха выразить эмоции. Притом внешне вы можете выглядеть настоящим, живым, эмоциональным. Вам и самим может казаться, что вы свободны в выражении чувств. Но на подсознательном уровне вы что-то утаиваете.
Скрытый гнев
Из-за скрытого гнева повышается температура. Если вы не можете что-то высказать, то начинаете закипать изнутри. Это и вызывает повышение температуры. Это может быть как гнев в отношении человека, так и злость на какую-то ситуацию.
Постоянные страхи за свое здоровье
Ипохондрия – форма невроза, при котором человек боится заболеть и всеми способами старается избежать контакта с микробами. Но на практике получается обратный результат: человек заболевает. Причина тому самовнушение, ослабленный иммунитет на фоне постоянного стресса и на фоне стерильности (как правило, ипохондрики помешаны на чистоте, а потому их организм совершенно неустойчив к микробам и бактериям).
Нехватка внимания от близких
Болезнь помогает не только отдохнуть, но и получить внимание, заботу, поддержку и любовь от близких. Если в жизни человеку этого не хватает, а других способов удовлетворения потребности он не знает, то подсознательно выбирает такой вариант.
Негативная установка
Негативная установка к себе и миру снижает стрессоустойчивость организма и приводит к постоянному упадку сил. Такие люди всегда уставшие, вялые и сонливые. Что является причинами негативной установки:
- низкая самооценка;
- зависимость от мнения окружающих;
- чувствительность к критике;
- склонность к самокопанию и самообвинению;
- желание быть хорошим (из-за хронического чувства вины и обиды).
Кто чаще болеет психосоматическим гриппом
Простуда не всегда переходит на тех, кто ухаживает за больными. А в семье, если кто-то болеет, то необязательно заражаются другие. Почему так происходит? Это зависит от психологических особенностей личности. Заражаются те, кто устал от жизненного напряжения. Какие еще особенности предрасполагают к инфицированию:
- эмоциональная нестабильность;
- гиперактивность;
- переходный возраст;
- наличие хронических заболеваний;
- неустойчивая психика.
Любое перенапряжение (неприятное или радостное) воспринимается организмом как стресс. Чем дольше сохраняется напряжение, тем сильнее нарушается баланс гормонального фона. Что в результате ослабляет иммунитет. На фоне это человек чаще болеет.
Группа риска
В группу риска входят:
- дети с эмоциональной лабильностью и гиперактивностью;
- дети с ВСД и НСД;
- подростки;
- дети, перегруженные учебой;
- взрослые и дети с психическими расстройствами;
- взрослые с эмоциональными расстройствами;
- взрослые, работающие на вредном производстве и перегруженные работой.
У людей с неврологическими болезнями вероятность развития психосоматики всегда больше.
Что делать, если часто болеешь простудными заболеваниями
Частые простуды говорят о недостаточной психологической гибкости. Необходимо принять непостоянство жизни, научиться быстро адаптироваться к обстоятельствам и двигаться вперед. Вместе с этим важно научиться отдыхать и радоваться жизни. Важно понять, что полноценный отдых – это необходимость, а не безделье.
Но выбирайте продуктивный отдых (найдите хобби, а не пролеживайте диван) и старайтесь на время отдыха избавиться от тревожных мыслей о работе, завтрашнем дне. А для этого вы должны быть очень увлечены процессом, потому важно найти любимое дело, которое станет отдушиной.
Пути решения проблемы
Для укрепления иммунитета важно разобраться со своим мировоззрением, избавиться от обид и залечить раны. Подумайте, не испытываете ли вы негатив в отношении себя, мира, другого человека. Если да, то почему, что вам неприятно. А может быть, вам не нравится какая-то ситуация. Тогда подумайте, можете ли вы повлиять на нее. Если нет, то остается принять. Это нужно для вашего здоровья.
Что еще сделать, чтобы прекратить болеть:
- Перестаньте жертвовать сном, выходными, личными интересами ради перевыполнения плана на работе. Прекратите брать на себя чужие обязанности. Научитесь рационально распределять нагрузку.
- Разрешите себе выражать все эмоции. Освойте социально приемлемые способы выхода гнева, радости, обиды, любви.
- Прекратите себе внушать установку на болезнь. Укрепляйте иммунитет, пейте витамин, занимайтесь спортом, закаляйтесь, высыпайтесь.
Это важно! Не торопитесь, начните работу с малого. День за днем разбирайтесь с негативом и мусором в своей жизни. Очищайте разум. Чтобы было понятнее и нагляднее, полезно вести дневник, проводить письменный анализ ситуаций и своих реакций.
Как помочь ребенку и подростку справиться с простудой:
- Задумайтесь, нет ли у ребенка конфликтов дома и на учебе, среди сверстников.
- Оцените психологическую атмосферу дома. Если между родителями часто возникают конфликты, то необходимо корректировать отношения.
- Научитесь искренне поддерживать ребенка, сопереживать ему. Не называйте его проблемы глупостями. Если подросток о чем-то говорит, значит, это действительно важно для него.
- Найдите общее семейное дело, которое поможет снять напряжение.
- Помогите ребенку найти увлечение по душе для личной самореализации.
- Предложите посетить психолога.
Не давите на ребенка и не навязывайте свою помощь. Если он никак не хочет открываться, то, возможно, доверие в семье давно потеряно. В таком случае лучше обратиться к психологу.
Каковы причины психосоматики гриппа и простуды по мнению психологов
Психосоматика – современное и гибкое направление. Авторские объяснение заболеваний несколько отличаются, потому предлагаем познакомиться с теориями нескольких известных психосоматистов: Луизы Хей, В. Жикаренцева, Лиз Бурбо, В. Синельникова.
Луиза Хей
Луиза Хей считает грипп ответной реакцией на негатив окружающих. Другими предпосылками выступает подавленный гнев и ярость, страх и тревожное ожидание чего-либо. А также свою лепту вносит переутомление, беспорядок в мыслях, обида, свалившиеся в большем количестве задачи. Аффирмация на исцеление: «Я позволяю сознанию мирно расслабиться. Ясность и гармония присутствуют в моей душе и вокруг меня. Все идет хорошо».
В. Жикаренцев
В. Жикаренцев видит причину в желании уйти от других людей, отдохнуть, отступить от чего-то. А также влияние оказывает негативная установка на обязательную болезнь («зимой я всегда болею») и усталость. Аффирмации на исцеление: «Я в любое время чувствую себя в безопасности и надежно защищенным. Меня окружает и защищает любовь. Все прекрасно», «Я даю своему уму возможность расслабиться и быть спокойным. Вокруг и внутри меня царят ясность и гармония».
Лиз Бурбо
По Лиз Бурбо простуда говорит о том, что человек многое держит в себе, не может выражать эмоции. Такой человек пребывает в постоянном напряжении, не умеет расслабляться. Болезнь – признак того, что внутреннее напряжение достигло пика. В некоторых случаях присутствует ощущение, что человека используют. Для исцеления необходимо развивать уверенность, разрешить себе чувствовать и выражать чувства.
В. Синельников
Согласно теории В. Синельникова, грипп и простуда свидетельствует о том, что на человека свалилось слишком много событий, с которыми он не может справиться. Вместе с этим накопилось много нерешенных конфликтов и непрощенных обид. От обилия задач и событий возникает внутреннее напряжение, раздражение, смятение. Болезнь нужна человеку, чтобы он отдохнул, взял время на осмысление ситуации, отошел от конфликтов.
Это важно! Как и все психосоматические болезни, простуда и грипп требуют комплексного подхода в лечении: прием медикаментов и консультации психотерапевта. При болезни в организме живет инфекция, которую нужно подавить антибиотиками. Но для укрепления иммунитета и профилактики повторных заболеваний нужно скорректировать образ жизни.
Ринит беременных психосоматика. Психологические причины насморка по луизе хей
Практически у каждого из нас бывает заложен нос. Психосоматику насморка психологи рассматривают под разными углами. Все их мнения сходятся в одном: нос – орган, отвечающий за чувство собственного достоинства. Когда он свободен и полноценно работает, человек живет в гармонии со своими чувствами. Заложенность носа – проекция внутренних чувств во внешний мир. При этом человек испытывает тяжесть, недовольство собой, его достоинство ущемлено.
Современный мир давит на людей. Нелюбимая работа, кредиты и ипотеки, раздоры в семье, затаенные обиды – все это копится внутри. Ощущение запутанности становится постоянным спутником. Кажется, что выхода из сложившейся ситуации нет, и мы во всем виним себя. Бывают случаи, когда самооценку занижают окружающие люди, постоянно обращая внимание на недостатки, указывая на ошибки, придираясь. Неудивительно, что организм защищается, ведь при болезни можно спрятаться от навалившихся проблем дома.
Психологическая подоплека астмы
Бронхиальная астма считается сложнейшим и малоизученным заболеванием дыхательных путей. Организм реагирует на внешние раздражители, в результате чего возникает приступ удушья. Не всегда можно предсказать, какое вещество станет катализатором. Удушье может возникнуть от пыли, пыльцы, стресса, страха. Когда больной не может совладать со своими чувствами, приступ астмы наиболее сложно остановить. Во время удушья часто закладывает нос, тогда человек начинает «хватать» воздух ртом, стараясь добыть себе спасительный кислород.
Пациент не справляется с жизненной ситуацией, и организм помогает спастись бегством. При этом психосоматика насморка очевидна. Такие люди подвержены чрезмерной возбудимости, пугливы, эмоционально изменчивы, склонны к подавленному настроению.
Психологи также объясняют появление астмы отсутствием возможности выразить негативные чувства другими способами, например посредством слез. Астматик старается подавить накапливающийся негатив, а он, в свою очередь, вырывается наружу в виде бронхиального спазма.
Для снижения частоты приступов пациентам советуют научиться выплескивать эмоции. Больному необходимо понять причину своих страхов, тогда с ними можно будет справиться и они перестанут «душить» его.
Удрученность как причина гриппа
Грипп – это инфекционное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся температурой, ознобом, сильным насморком, усталостью.
Грипп всегда связан с миром межличностных отношений. Человек страдает от неприятностей с коллегами, друзьями, семьей, и организм «включает» защитный механизм. При диагностировании гриппа больному показаны постельный режим и сон, в это время восстанавливается внутреннее ощущение равновесия, стабилизируется эмоциональный фон.
Гриппом также болеют люди, которые не могут сформулировать свои желания, понять, что делать и как себя вести. Чем сильнее болезнь, тем тяжелее разобраться в ее психосоматике. Больной ощущает себя жертвой сложившихся обстоятельств и не видит выхода.
В такой ситуации лучшее решение – не бежать от проблемы, а разобраться в ее причинах, изменить свое отношение к происходящему. Следует помнить, что грипп властвует там, где ослаблен иммунитет, который, в свою очередь, снижается от общего негативного настроя.
Психосоматика пневмонии
Пневмония – легочное заболевание. Легкие, наполняясь воздухом, насыщают кислородом кровь, которая разносит жизнь по всему телу. Проблемы с легкими символизируют невозможность взять необходимое. Также пневмонию связывают с особыми событиями, от которых перехватывает дыхание. Чаще всего это горе, страх, тупик. Психосоматика пневмонии уходит корнями в сильное эмоциональное потрясение.
Решение проблемы на эмоциональном уровне:
- Принять ситуацию. Важно осознать причину страха, стресса, подавленности.
Насморк психологические причины — Лор и Простуда
Добавить в избранное
Трудно не найти человека, который хотя бы один раз за свою жизнь ощутил на себе все «прелести» ринита. Отечный красный нос, слезящиеся глаза, сильная головная боль из-за затрудненного дыхания и бесконечные выделения из слизистой причиняют больному жуткий дискомфорт. Человек бежит в аптеку, не подозревая, что причина болезни не недавно промоченные ноги, а внутренняя неудовлетворенность собой.
Хроническим ринитом, гайморитом и другими болезнями, связанными с воспалением верхних дыхательных путей страдают очень многие, вне зависимости от возраста и образа жизни. Кроме того, в холодное время года нас обычно преследуют острые респираторные заболевания, которые иногда могут затянуться на недели и даже месяцы.
Старшее поколение обычно любит посетовать на экологию, новомодные лекарства и на то, что молодежь сегодня пошла хилая и слабая. Однако на самом деле, как говорит наука психосоматика – насморк и простуда могут иметь и более глубокие причины.
Психосоматика считает, что появление любого заболевания связано с воздействием психологических факторов. Еще древние знахари считали, что лечение тела человека, нужно начинать с его души.
Наука не разделяет душу и тело. Если устранить проблемы духовного естества наладиться здоровье физического тела.
Интересно: Сим
Психосоматика острых респираторных заболеваний: Скрытые причины
С психологической точки зрения грипп, простуда, инфекционные заболевания возникают вследствие слишком большой зависимости от чужого мнения, общепринятых правил и порядков. У такого человека нарушена устойчивость перед внешними воздействиями, соответственно нарушен и иммунитет, организм не защищен для проникновения инфекции.
Психосоциальные факторы играют решающую роль в течении заболевания и его преодолении. Статистика и кривые заболеваемости показывают взаимосвязь между психическими факторами и развитием и клиникой инфекционных заболеваний. Невротики заболевают инфекциями верхних дыхательных путей в 2–3 раза чаще и болеют ими дольше, чем все население в среднем. Восприимчивость человека к респираторным вирусам зависит от его эмоционального состояния, а структура личности определяет специфическую картину болезни и течение инфекционного заболевания.
Грипп, простуда, инфекционные заболевания с точки зрения психологии
Обонятельные импульсы поступают в лимбическую (лат. limbus – кайма, обонятельный мозг) систему, структуру мозга, которая расположена вокруг ствола мозга и является чувствительной зоной. Человек способен ориентироваться по воспринимаемым им запахам («хороший нюх» или «чутье» на что‑то), чтобы в случае «подозрительного» запаха защитить себя. Кроме того, раздражение обонятельных клеток, поступающее от приятно пахнущей пищи, приводит к усиленному слюноотделению.
Наконец, нос и гортань выполняют коммуникативную функцию. При насморке человек не ощущает ни запаха, ни вкуса. Больной хрипит; при определенных обстоятельствах он «не может выдавить ни звука». В соответствии с позитивной концепцией эти патофизиологические процессы имеют очень большой смысл. Их нужно не устранять, а понимать. Если кто‑то простужен, то его инстинктивно сторонятся. Речь затруднена, и общение временно прервано (быть «безмолвным» или «безответным»).
Физические потребности высоко ценились в семье часто и длительно болеющих. При недомогании пациент получал много сочувствия и внимания («Оденься теплее!»). В семейной традиции деятельность играла очень большую роль с точки зрения усердия и добросовестности, и меньшую – с позиции предприимчивости и ответственности . Ребенок реагировал на конфликты родителей высокой подверженностью простудным заболеваниям; он «жертвовал» собой в надежде подобным образом вновь объединить родителей. Пациенты могли наблюдать, что родители каждую простуду очень ритуализировали: они хотели «покоя», демонстрировали «плохое настроение» и очень интенсивно «холили» свое заболевание. Было очень важно внешне произвести хорошее впечатление.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Достаточно часто возникает несоответствие между тем, какие правила общественного характера родители требуют соблюдать, и тем, что они сами делают. Часто заболевший насморком «оскорблен» и желает отстраниться от этой обидной ситуации.
Насморк – это признак перегруженности. Когда мера переполняется, течет через край, из носа. При насморке нужно отступить. То, что сознательно или бессознательно не позволялось, теперь становится требованием организма. Нос, символ тонкого восприятия и контакта с внешним миром, указывает на наличие конфликта в области человеческих отношений. «Я тебя на дух не переношу» – свидетельствует застывшая в речи народная мудрость, что и подтверждает заложенный нос.
Также насморк – это замаскированные слезы. Постоянные носоглоточные выделения – глубоко спрятанный плач. Внутренняя боль гложет вас, но вы не хотите себе в этом признаться, вы, может быть, носите маску человека, который всем доволен, но душа исподволь плачет и плачет. Где‑то там, в глубине души, кроется этот источник боли. Детские обиды, отвергнутая любовь, недостаток радости в жизни – что является этому причиной? Простить себя и других, принять свое горе как данность и пережить его, найти пути выхода из безрадостной ситуации – и душе будет незачем плакать.
Насморк свидетельствует о внутреннем очищении. Картина болезни всегда указывает на лечение. Удовлетворите требование своей болезни, ослабьте давление. Чего вы больше не в состоянии терпеть? Не сами ли вы давите на себя, тогда как надо прислушаться к своим истинным потребностям, даже если они не отвечают вашим представлениям.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Простуда поражает прежде всего органы дыхания. Посредством дыхания мы вступаем в контакт с окружающей средой. При простуде этот контакт нарушается. Мы либо не воспринимаем запахов, так как заложен нос, либо из‑за распухших миндалин не можем говорить. Это проблема общения, на что указывает и характер заражения. Мы заболеваем из‑за кого‑то. Нарушается равновесие внутренних и внешних коммуникаций.
С психологической точки зрения грипп, простуда, инфекционные заболевания возникают вследствие слишком большой зависимости от чужого мнения, общепринятых правил и порядков. У такого человека нарушена устойчивость перед внешними воздействиями, соответственно нарушен и иммунитет, организм не защищен для проникновения инфекции. Неуверенность в себе, отсутствие своих убеждений, стремление следовать чужому мнению и делать все «как положено», «как у людей» приводит к постоянному напряжению, беспокойству, внутреннему смятению, отсутствию понимания, как себя нужно вести, что делать, куда идти. Все это тоже ослабляет защитные силы организма.
Научиться доверять себе, не пытаться постоянно угождать другим, выработать собственные жизненные принципы – один из способов укрепить иммунную систему.
Следует обратить внимание на то, к чему вынуждает болезнь, и принять предложенные обстоятельства. Если мы не в состоянии говорить, или высокая температура требует постельного режима, нужно пойти на это и прервать течение повседневности. Это требование собрать силы и заглянуть в себя. Внешние коммуникации нарушаются, чтобы вы позаботились о внутренних.
Что же касается ангины, то миндалины, как часть лимфатического глоточного кольца, относятся к иммунной системе организма. Поскольку большинство возбудителей ангины, включая гемолитический стрептококк, обнаруживаются в глотке и у здоровых людей, считают, что только воздействие дополнительных вредных факторов вызывает ангину. Учитывая частоту ангин, можно было бы считать их совпадение с жизненными кризами случайным. Однако опытные инфекционисты называют среди провоцирующих факторов также и психогенные.
В отношении миндалин особенно важно, что они, как часть лимфатической системы, особенно развитой в детстве, в пубертатном периоде, подвергаются обратному развитию. Таким образом, перемены и более или менее благополучный переход от детства и юности к зрелости происходят в соматической сфере.
Клинические наблюдения подтверждают склонность к учащению ангин в подростковом и юношеском возрасте, когда наступают кризы в перегруженной конфликтами сексуальной сфере.
Приводится множество наблюдений, свидетельствующих о том, что остро возникающие приступы ангины могут быть связаны с кризисными обострениями и потрясениями «генеративной сферы», т. е. часто с двойственными сексуальными желаниями.
О том, что болезнь, как внезапный критический прорыв, может быть не только поражением, но и проявлением изменения, переходом к новой ситуации, свидетельствует именно ангина.
Ангина, хронический тонзиллит, фарингит, ларингит – это болезни горла, склонность к которым свидетельствует о том, что человек боится открыто выражать себя, говорить то, что думает, не может постоять за себя, потребовать то, что ему нужно. Он сам отрицает свои потребности, говоря: «Что вы, что вы, не беспокойтесь, мне ничего не нужно!» Но это неправда, это самообман, ведь на самом деле – нужно, еще как нужно. Страх выделиться на общем фоне, говорить громче, чем положено, произвести слишком много шуму, привлечь слишком много внимания приводит к неспособности самовыражения – и болезням горла (Вершинина, 2004).
Миндалины выполняют защитную функцию, задерживая то, что не должно попасть в организм с пищей и воздухом. Может произойти сильное опухание миндалин, что мешает глотать, вызывая острую боль. Воспаление миндалин указывает на борьбу с чем‑то, нежелание что‑то принять. Что‑то становится поперек горла, не воспринимается. Мы уклоняемся от конфликта. Безболезненное глотание свидетельствует о готовности что‑то принять и усвоить (Теппервайн, 1999).
Какое противоречие вы отстраняете от себя? Против чего вы в настоящий момент боретесь? Выяснив эти обстоятельства, вы должны исследовать подоплеку своего поведения. Что заставляет вас уклоняться от данных обстоятельств? Чаще всего это боязнь не совладать с ними, страх совершить ошибку. Как только вы окажетесь в гуще конфликта, сразу поймете, что мешало вам разрешить проблему. В процессе переживания вы осознаете необоснованность своих страхов. В действительности с вами не может произойти ничего дурного.
А как же мы научились такому способу реагирования, реагирования при помощи тела, в частности, при помощи острых респираторных заболеваний?
Среди психологов есть мнение, что человек, как личность, со своим специфическим отношением к миру, формируется первые три года, до появления первых искорок сознания. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет формирование основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы скелета, на который в более позднем возрасте будет нанизано все остальное (Васютин, 2004).
В общем, первое воспоминание о себе обычно является рубежом, который говорит нам, что каркас личности сформировался. Если продолжить ассоциации с развитием тела, то в это время у человека кончается «внутриутробный» период развития психики, а на основе опыта и той актуальной информации, которой он владеет в это время, формируются тип и стиль взаимоотношений с внешним миром.
Затем, примерно до 6–7 лет, на эти «кости» нарастает «мясо». В это время у ребенка формируются инструментальные навыки. Примерно к шести годам ребенок уже понимает, чего можно ждать от мира и чего нужно добиваться. Личность сформирована.
В ходе дальнейшей жизни происходит, скорее всего, уже не воспитание, а перевоспитание. А оно, естественно, будет являться только заплаткой на старом платье – пусть яркой и красивой, но заплаткой!
А. Адлер, характеризуя жизненные стили, присущие каждому человеку, писал: «К концу пятого года ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к решению проблем и задач. Он уже закрепил для себя глубочайшее представление о том, чего же ждать от мира и от самого себя. С этих пор мир воспринимается через устойчивую схему перцепции: переживания истолковываются еще до того, как они были восприняты, и истолкование их всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни».
Формирование психики человека происходит под влиянием воспитания, которое он получает в процессе своей жизни. И в это понятие, естественно, включаются не только сознательные усилия родителей, но весь тот комплекс воздействий внешней среды, который он испытывает. Но самое главное влияние на него оказывает, конечно же, мать.
И если мама будет очень эмоционально реагировать на какое‑либо событие, то ребенок, видя это, решит, что ему тоже надо скопировать эту реакцию на данный стимул. В дальнейшем этот тип реагирования станет фундаментальным, предпочтительным для данного человека. И то, что в результате получится, потом назовут характером.
Процесс научения, чего бояться и к чему стремиться, начинается уже в животе матери. Ребенок чувствует различные воздействия на себя, слышит различные звуки, идущие от матери снаружи; если мама реагирует на эти воздействия положительными эмоциями, то и он будет относиться к этому благоприятно. Если же мать начинает тревожиться, то и он станет к этому относиться так же.
Все действия грудного ребенка сразу после рождения направлены на выживание. Ему необходимы еда, питье, он должен жить в безопасной среде. Сам он добиться этого не может.
Пока ребенок находится в животе у мамы, он получает желаемое автоматически. Но сразу после родов он попадает во враждебную среду. Кожа начинает сохнуть, раздражаться от прикосновения к предметам, его мучают голод и жажда, глаза раздражаются от сильного света. Естественно, от всего этого ему очень плохо.
И через некоторое время ребенок начинает понимать, что его выживание связано с каким‑то существом, которое почему‑то заботится о нем, делая что‑то, что убирает телесное неблагополучие. Как он будет относиться к этому существу? Будет он делать все, чтобы оно было с ним рядом как можно ближе и чаще? Конечно! Будет он все больше и больше привязываться к нему как к гаранту своего выживания? Безусловно!
Во время кормления грудью ребенок ощущает первое утешение телесного неблагополучия. Кожный контакт с теплым, мягким материнским телом при питании дарит младенцу ощущение того, что он любим. Если же мать игнорирует его, мало уделяет ему своего времени и внимания, то для него это является сигналом опасности. В переживаниях младенца остаются нераздельными чувства сытости, защищенности и желание быть любимым.
Карл Прибрам, нейрофизиолог из Стенфордского университета, ввел термин «образы достижения» и подал идею, что человеческая психика организует себя в соответствии с глубинными образами достижения, определяющими направление жизни человека. Эти «глубинные образы достижения» как раз и являются теми ценностями, которые человек почему‑либо стал считать таковыми и которые организованы в определенную иерархию.
Выбор той или иной линии поведения происходит таким образом, что на имеющейся в мозге модели окружающей среды заранее проигрываются результаты возможных различных действий, с тем, чтобы в соответствии с определенными критериями выбрать оптимальный вариант.
Задача человека как существа биологического – выжить. А для этого его поведение должно быть адекватным тем стимулам, что идут из окружающего мира. В результате своего роста и развития он получает определенный опыт. И уже на этой основе строит собственную шкалу ценностей, которых надо добиваться, и шкалу опасностей, которых нужно избегать.
На формирование этих шкал, естественно, очень сильное влияние оказывает необходимость жить в обществе себе подобных и корректировать свое поведение на основе их требований. Также вполне понятно желание человека тратить на эти цели как можно меньше энергии, потому он вынужден всю жизнь балансировать на грани оптимальной для него адаптации.
Получая положительный или отрицательный опыт при встрече с тем или иным фактором жизни, ребенок приучается в дальнейшем, при встрече с ним, или стремиться к этому, или же избегать его. Если же принять во внимание, что сочетание силы, времени и разнообразия воздействия внешних факторов на каждого человека уникально, то понятно, что шкала ценностей будет у всех совершенно разной.
Таким образом, внутри человека в процессе воспитания формируется иерархия того, «что такое хорошо и что такое плохо». Как мы уже говорили, в основном по базовым своим параметрам, она формируется где‑то к 6–7 годам. Эти базовые параметры определяют материнские (родительские) программы. И они составляют костяк этой шкалы. Понятно, что они формируются не только родителями, а всеми значимыми для ребенка людьми, которые оказали на него в это время достаточно серьезное воздействие. А также его успехами и неудачами на поприще исследования этого мира.
Если ребенок совершит что‑нибудь, что для него в этом возрасте считается плохим и гадким, то у него может закрепиться негативное отношение к подобному поступку. Человек вырастает, ему много чего уже можно и позволено делать. Общество даже ждет от него, что он будет действовать. Но под влиянием закрепившегося в детстве отношения он бездействует автоматически, не задумываясь над абсурдностью своих страхов, принимая их априори.
Если человеку стыдно за какие‑либо действия, которые, в сущности, не так уж страшны с точки зрения окружающих его людей, это говорит о том, что он все еще себя оценивает на основе архаичных систем, которые сформировались в юном возрасте. И беда в том, что осознать архаичность своих представлений он не может себе позволить, так как само по себе осознавание будет идти через эту систему.
Поэтому, если человек постоянно спотыкается на ровном месте, если в результате своих действий все равно попадает в тупик, если разбитое корыто является итогом всех его начинаний, то это говорит об ущербности его представлений о мире. Таким образом, мы можем с достаточной долей уверенности утверждать: основа очень многих болезней или же нарушений адаптации человека к жизни – неадекватная шкала ценностей.
А теперь давайте посмотрим, как соматизация может быть «вписана» в шкалу наших ценностей.
Познавая действительность, каждый из нас, так или иначе, взаимодействует с предметами, явлениями, событиями и другими людьми. Мы видим, слышим, оцениваем ситуацию и стараемся понять окружающий нас мир. Для того чтобы разобраться во всем многообразии информации, нам даны «помощники» – эмоции. Эмоциональный мир человека достаточно богат. В психологии различают несколько видов эмоций (Таланова, 2004).
Была предложена подробная систематика видов эмоций по характеру их переживаний человеком:
1. Положительные эмоции: радость, удовольствие, восторг, умиление и т. д.
2. Нейтральные эмоции: удивление, безразличие, спокойно‑созерцательное настроение и т. д.
3. Отрицательные эмоции: горе, тоска, обида, страх, зависть, горечь.
Однако жизненный опыт показывает, что разрешается проявлять лишь положительные эмоции, а отрицательные, как правило, под запретом. С раннего детства закладывается программы: злиться нельзя, на маму и папу обижаться недопустимо, «родители всегда правы». Если ребенок испытывает страх, он получает прозвище «трус», а плакать разрешено только девочкам.
Однако то, что человек не проявляет определенных эмоций, еще не значит, что он их не испытывает. Рано или поздно «механизмы контроля» нашего эмоционального состояния дают сбой. Эмоциональный поток либо изливается в самый неподходящий момент, либо находит свое проявление через соматические симптомы.
Для примера представим себе самого обычного современного школьника, который, сидя вечером у окна, ожидает возвращения родителей после продолжительного трудового дня. Что может получить этот ребенок, заболев, скажем, элементарной простудой?
1. У него появляется прекрасная возможность отдохнуть от тяжелой школьной жизни.
2. На его капризы уже смотрят «сквозь пальцы».
3. Мама, которая все время занята на работе, теперь остается с ним и всецело поглощена его желаниями.
Если любовь и внимание в достаточном объеме ребенок получает только во время болезненного состояния, формируется условная связь. В подсознании закладывается информация, свидетельствующая о том, что завладеть вниманием мамы можно только подобным способом.
С возрастом, если закономерность неоднократно повторяется, такая реакция закрепляется и в других ситуациях. «Бегство в болезнь» будет повторяться всякий раз, когда появится необходимость получить желаемое. Это происходит потому, что человек просто не способен выйти из провоцирующей ситуации другим способом.
Соматизация начинает действовать, когда не удается найти иную возможность отстраниться, отключиться от ежедневных проблем. Для некоторых «трудоголиков» заболевание – единственная форма отдыха, которую они себе могут позволить. Если человек сознательно не позволяет себе расслабляться и отдыхать, снимать накопившееся напряжение, не выделяет для этого время, неудивительно, что он заболевает. Механизм соматизации просто вынуждает нас уделять внимание своему состоянию и самочувствию, восстанавливать физические и моральные ресурсы, с большим уважением относиться к своему телу.
Острые респираторные заболевания: о практике исцеления
Не секрет, что в поисках средств исцеления мы часто советуемся с кем угодно (от врачей и рекламы до родственников и соседей), но только не с самим собой и со своим собственным (единственным и уникальным) организмом. Все внешние факторы, которые мы ошибочно принимаем за причины болезней – «экология плохая», «пища недоброкачественная», «бактерии разные болезнетворные», – это не причины, а всего лишь лишь фон, благодатная почва для развития заболеваний. Истинная же причина скрыта внутри нас. И стало быть, средства спасения тоже скрыты внутри нас (Вершинина, 2004).
Человек создан природой настолько мудро, что внутри каждого из нас есть все необходимое для полноценной жизни. Как завершенная биологическая система, своеобразная маленькая вселенная, мы обладаем собственным внутренним знанием о том, как полноценно жить, что для этого делать, куда идти, с кем общаться, какие средства избирать.
Естественно, внутри нас имеется и вся необходимая информация о том, как быть здоровым, как исцелиться. Каковы причины наших болезней, неудач и проблем, как эти причины устранить, каким образом восстановить здоровье и гармонию во всех сферах жизни – вся эта информация в нас есть, поверьте.
Итак, боль, болезнь, недомогание могут расцениваться как сообщение о том, что мы переживаем конфликт эмоций и мыслей, угрожающий нашему выживанию. Чтобы начать процесс исцеления, необходимо понять, действительно ли мы желаем улучшения, потому что это не настолько просто, как кажется. Многие из нас предпочитают выпить таблетку, вместо того чтобы обратить внимание на свое раздражение, или пойти на операцию, но не менять своего поведения. Получая возможность потенциального излечения благодаря какому‑либо лекарству, мы можем обнаружить, что не очень‑то и хотим, или даже отказываемся, продолжать лечение. Мы должны желать выздоровления больше, чем привычных обстановки и поведения во время болезни. Но для нашей болезни могут найтись и скрытые причины, приносящие нам компенсацию и препятствующие полному излечению. Может быть, мы получаем лишние внимание и любовь, когда болеем, а может, мы настолько привыкли к своему недугу, что, лишившись его, мы ощутим пустоту. Возможно, болезнь стала для нас надежным убежищем, чем‑то, где можно спрятать свои страхи. Или так мы пытаемся вызвать чувство вины у кого‑то за то, что с нами произошло, а также наказать себя или избежать своей собственной вины (Шапиро, 2004).
Изучая модели своего поведения и повторяющиеся события в жизни, мы вскоре начинаем понимать, что ничто не является случайным. Даже несмотря на то, что при поверхностном взгляде мы не заметим смысла, копнув глубже, мы обнаружим главный мотив, обусловливающий время и цель для всякой ситуации, в которую мы попадаем, в том числе и ситуации болезни.
Чтобы выявить эти скрытые причины, мы можем задать себе вопрос: способны ли мы представить себя снова здоровыми, как мы будем тогда себя чувствовать? Это нужно сделать в спокойном, расслабленном состоянии, нужно заглянуть в свою душу и быть с собой предельно честными.
На самом ли деле мы хотим быть здоровыми, свободными, ни на что не жаловаться? Не иметь особенных причин для того, чтобы другие любили нас? Можем ли мы представить себя без своей проблемы? Чем нам компенсируется наша болезнь? Что бы мы почувствовали, если бы кто‑то предложил нам лекарство?
У многих из нас воспоминания о болезни ассоциируются со счастьем, потому что она приносила нам так много любви. Готовы ли мы обойтись без этого? Таким образом, главный вопрос – болеть или не болеть – связан с нашей любовью к себе, с чувством, что нас любят просто так, а не из‑за того, что мы какие‑то «особенные», с нашей способностью не терять контакта с собой, достаточной для того, чтобы мы могли жить ради самих себя, а не из‑за других людей или того, что мы хотим получить от них.
Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни, необходимо решить две основные задачи:
- определить потребности, которые удовлетворены благодаря болезни;
- найти пути удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни).
Упражнение «Список того, что я терплю»
Подумайте о своей болезни, с которой вы хотите поработать. Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите список всего того, что вам приходится терпеть в жизни: дождь, солнце, прохладное или жаркое помещение, цвет носков, маленький или высокий рост партнера по браку, собственная лень, муж‑алкоголик, перхоть в волосах, проблемы в правительстве, пожары в Африке и Сибири, отсутствие денег. Плохое место службы. Необходимо уточнить, что именно плохо: далеко от дома, напряженный рабочий день, вредный начальник. Ограничений нет. На составление списка вам дается 5, реже 10 минут.
После написания списка возьмите другой лист бумаги и разделите все написанное на 2 группы, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки:
1. Это я терплю и буду терпеть, потому что…
2. Это я терплю и не хочу терпеть, потому что…
Рекомендуется при разделении про себя проговаривать каждую фразу и завершать ее.
После завершения этого раздела продолжите работу со списком того, что вы терпеть не хотите. Ее также предлагается разделить на 2 группы:
2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю как изменить.
2.2. Это я терплю, не хочу терпеть и не знаю, что делать.
Затем возьмите второй список и попробуйте ответить на вопросы:
«Каким образом ваше заболевание помогает вам терпеть то, что вы не хотите терпеть, но не знаете, как изменить?».
«Почему вы выбрали именно это заболевание в помощь – от кого вы этому научились?».
За пять минут попробуйте, используя любые подручные предметы, создать портрет (скульптуру) своей болезни.
Упражнение «Определение смыслов и выгод болезни»
Попробуйте самостоятельно и максимально честно ответить на вопросы относительно вашей болезни, «разворачивающие» психические аспекты этого вашего заболевания в плоскость «смысл и потребности».
- Что болезнь значит для вас?
- Что означает для вас избавиться от болезни?
- Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?
- Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?
- Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?
- Чего болезнь помогает вам избежать?
- Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?
- Какие чувства помогает вам выразить болезнь?
- Каким вы были до того, как появилась болезнь?
- Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?
- Как все изменилось после того, как появилась болезнь?
- Что произойдет, когда не будет болезни?
- После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?
- У кого еще когда‑нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?
Итак, вы проделали техники, направленные на начальный этап исцеления – выяснили и осознали преимущества и вторичные выгоды вашего заболевания, то есть от чего и зачем вы «бежите в болезнь». Теперь вы можете переходить к следующему этапу – налаживанию отношений с собственным телом.опубликовано econet.ru.
Ирина Малкина-Пых «Простудные заболевания»
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet